XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
514
Л Л. Ольшевская, А.А. Решетова, С.Η. Травников
суждениях в очерках бытового характера (Мы подивилися тЪмъ бабамъ -
богатыри, лихоманки}. - л. 116). Случаи появления в тексте новых
просторечных форм довольно редки (хотя - хошъ, л. 108 об.; почти - почитай,
л. 131 об.; ужас - ужасть, л. 151 об. и ужестъ, л. 54 об.).
Высокость стилю "Хождения" во второй редакции придает сознательная
архаизация написания слов, более последовательное употребление буквы
"ять" (нЪтъ, грЪческой, мЪсто - л. 187), появление "ь" и "ъ" в середине
слов, как правило, на стыке приставки и корня (возъмогохомъ, въскор-ѣ),
корня и суффикса (глуховъской, боголюбъца). Из двух близких по значению
выражений "путное хождение" и "путное шествие" редактор чаще
использует второе (см. л. 5 об.), что свидетельствует о предпочтении им высокой
лексики. На морфологическом уровне этому способствует замена форм
прошедшего времени на аорист.
Подведем итоги. На вопросы: кто, когда и где создал вторую редакцию
"Хождения в Святую землю" - нельзя дать однозначных ответов. Очевидно,
что редакция возникла не позднее середины 80-х годов XVIII в. - времени,
которым датируется самый ранний из известных списков этого вида.
Составление редакции, скорее всего, связано с процессом канонизации старца Леонтия,
которому было приписано создание "Хождения в Святую землю".
Владельческие пометы на листах списка (одного времени с водяными знаками рукописи),
принадлежащие белевскому купцу первой гильдии Василию Ивановичу
Сабинину, делают вероятным участие в редактировании книги белевских
старообрядцев, сохранивших память о паломничестве, маршрут которого пролегал
через их город. Из документов, находившихся в архиве Синода, известно, что
деятельность Леонтия Ветковского простиралась на старообрядческие скиты
и общины Твери, Торжка, Ржева, Вереи, Калуги и Белева. Создателя
редакции следует искать в числе людей литературно образованных, хорошо
знавших жанрово-стилевой канон паломнического "хождения". Наличие вставок в
тексте произведения, не имеющих аналогов в предшествующей путевой
литературе и близких к стилю Лукьянова, позволяет выдвинуть гипотезу о
существовании не известной нам редакции памятника, более пространной, чем первая.
ТРЕТЬЯ РЕДАКЦИЯ "ХОЖДЕНИЯ"
РНБ. Общее собр. ркп. книг (Ф. 560). F. IV. № 319. "Путешествие
Иоанна Лукианова". Рукопись последней четверти XVIII в. (водяные знаки:
вензель - типа Тромонин, № 1099-1742 г., № 1100-1748 г.; герб Ярославской
губернии, по Клепикову, II, третьего типа - 1748-1751, 1756 гг., по Тромони-
ну, № 427-1748 г.; "Pro Patria" с литерами "АГ" и вензелем - Участкина,