XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
53
О ЦЕРКОВНОМ УСТАВЪ ГРЕЧЕСКОМЪ8,
КАКЪ9 ПОЮТЪ, КАКЪ ГОВОРЯТЪ, И КАКЪ В ЦЕРКВАХЪ СТОЯТЬ,
И ΚΑΚΑ10 САМИ КРЕСТЯТСЯ, И КАКЪ МЛАДЕНЦОВ КРЕСТЯТ,
И ВСЯКАЯ ПОСТУПКА, ВНЪШНЯЯ11 И ДУХОВНАЯ//
л. 67 об. А1 в началѣ церковнаго пения греки когда приидутъ в церковь,
такъ они шапокъ не снимають. Станетъ в стойле (во всех церк-
вахъ у нихъ стойлы подѣланы), а стоять2 лицемъ не ко иконамъ,
но на сторону, к стенѣ, противо, другъ ко другу лицемъ, да такъ и
молятся - не на иконы, но на стену. И такъ во всю службу стоятъ3
в шапке; толко соимѣтъ, какъ с переносом выдут да кеноничное4
"Аллилуиа"5 пропоютъ*, да и6 тафей7* не скидываютъ. А
крестятся странно: руку на чело взмахнетъ, а до чела дале не донесетъ да
и отпустит к земли. А духовной чинъ у грекъ хуже простова8
народу крестится: какъ войдетъ в церковь, а рукою махаетъ, а самъ то
на ту сторону, то на другую озирается, что коза. А царскихъ вратъ
у нихъ ни попъ, ни диякон9 не затворяетъ, ни отворяетъ, но про-
л. 68. столюдимъ, мужикъ или робенокъ. // А на городахъ мы видели,
такъ и бабы отворяютъ и затворяють врата царския, и в олтаръ
бабы ходять и кадило раздуваютъ1.
А когда попъ ектению говорит, то греки по крылосам
"Господи, помилуй!" не поютъ2, но просто, где кто стоитъ, тотъ тутъ
и ворчитъ3: "Кир, иелейсонъ!" А попъ ектению проговоря4 да и
скинетъ патрахиль*. И Евангелие попъ чтетъ, оборотяся на за-
падъ, в олтаре, стоя у врат, держитъ на рукахъ. "Слава тебѣ,
Господи!" по крылосам не поютъ, такъже всякъ, стоя, ворчить:
5"Докса си, кирии, докса си!"6 "Блаженъ мужъ" не поютъ, просто
говорять; "Господи возвахъ"* поют. А стихеры7 и каноны всѣ по
крылосам сказываюсь; а хошъ одинъ на крылосе, все поетъ: и
стихеры8, и канон9 - самъ и конархъ, и певецъ. "Иже
херувимы10", гдѣ на коемъ крылосѣ11 кто захотѣлъ12, тотъ и запелъ.
На сходе 13у грекъ14 ничего15 ни16 поютъ: ни "Достойно", ни дох-
л. 68 об. матиков* - всѣ по крылосам. "Свѣте тихи" не поют, говорят //
говорком. Прокименъ* по крылосам не поют, чтецъ1 проговорить
говоркомъ.
Греки к нищимъ в церквахъ податливы; а на2 нищихъ у нихъ
збор особой в церкви3 живетъ, да и человѣкъ у денегъ
приставлена А какъ поидутъ нищия в церковь, такъ тотъ4, кой
приставлена даетъ по аспре, по двѣ на человѣка. А5 патриархъ греческой
безпрестанно6 даетъ листы неволникомъ, такъ они ходят по церк-
вамъ, збираютъ да окупаются.