XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
52
Тексты
обѣдать да и говорить1: "Кабы де ты нашъ греческой языкъ
зналъ, я бы де с тобою всѣ говорилъ; да то де наша с тобою
бѣда2, что де языка не знаемъ межъ3 себя". А4 с монастыря какъ
ни пойдешъ или, гулявъ, придешъ на монастырь, то5 и позовѣть
к себѣ вина церковного пить. Α мнѣ часто говорил6: "Учися-де
нашему языку". Зѣло миленкой добръ былъ, раделъ о нашемъ
походѣ: корабль намъ до Египта сыскалъ, грамотки1 в 8свои
монастыри9 давал, кои по египетскимъ странамъ (такъ намъ по тѣм
грамоткамъ от тамошнихъ10 игумнов добро было), и во Еросалим
к намѣстнику* грамотку писал; та грамотка много намъ добра
здѣлала. И тотъ наместникъ зѣло меня любилъ: хлѣбъ и вино
присылалъ и за трапезу часто зывалъ, и в келью11 - доброй и
смирной12 человѣкъ.
В самое Свѣтлое воскресение13, против понедѣлника, на ве-
л. 66 об. черни // тѣмъ же подобиемъ выходъ былъ со1 Евангелиемъ, и2
игуменъ крестъ держалъ. Также целование было, и греки игумну
денги давали тѣмъ3 же подобиемъ, что на завтрени; да у грекъ и
во всю Светлую4 неделю послѣ службы все целование, что на
праздникъ.
В понеделникъ на Светлой недѣли ходили греки на гору
гулять, зело было грекъ и турокъ много5. А то гулбище патриархъ6
у турка откупаетъ толко на три дни на Святой недели и даетъ7
турку по 1000 ефимковъ* на год. А гулятъ8 толко да9 полденъ,
а то турки избиваютъ доловъ, крычать греком, ходя з дубьемъ10:
"Гайда, гайда, долов-де пошолъ11!" Тутъ бываютъ со всякимъ ово-
щемъ. Α тѣ ефимки патриархъ у нихъ же по церквам збираеть,
старосты выбраны да с ящиками по церквамъ ходят. А12 греки на
Святой недели ходять по улицамъ, по монастырямъ с медведи, с
л. 67. козами, з бубнами, с13 скрыпицами, сурнами14, с волынками* // да
скачутъ и пляшут. Взявши за руки человекъ 20-30 да такъ
вереницами, по дворамъ, по монастырямъ1 ходя, скачуть да пляшуть, а
греки денги даютъ. И к патриарху2, к митрополитом ходять, а они,
миленкия, имъ денги дають и3 виномъ поять за то скакание.
Бѣзчинно ето4 у грекъ 5силно, у турокъ таковаго нѣтъ бѣзчиния.
У грекъ6, когда бывает месяцъ первое число, то всѣ ходятъ попы
со святою водою по домамъ, по кѣльямъ, да кропят, да цветъ по
окнам тычутъ: малодушные греки къ7 етем цвѣткамъ, и турки
какъ есть малыя младенцы.