XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Археографической обзор списков и редакций "Хождения в Святую землю" 497
"черном попе", которого Леонтий встретил в метохии Иерусалимском в
пути во Иеопии. Кон.: И таковым ограждением бЪсъ в той нощи изыде
из него и в память пришолъ и велЪлъ нам над собою четыри Евангелиста
пронести, и мы прочитали, - и тако исцЪлЪлъ (л. 130 об.).
Рукопись поступила в Древлехранилище ИР ЛИ в 1954 г., о чем
свидетельствует карандашная запись на внутренней стороне верхней обложки, а
также указания в статье В.И. Малышева "Сочинения протопопа Аввакума в
собрании ИРЛИ (Пушкинского Дома) АН СССР"40. Сборник входил в состав
коллекции рукописных книг И.А. Смирнова. Коллекция состояла из 17
рукописей старообрядческого содержания начала XVIII - конца XIX в.,
приобретенных отцом И. А. Смирнова до революции. В 1919 г. собрание рукописей
и большая библиотека по старообрядчеству, насчитывавшая свыше 2000
томов, перешли к сыну коллекционера, а после гибели А.И. Смирнова в
1944 г. - к его жене В.Н. Смирновой. В 1954-1956 гг. рукописи были
приобретены ИРЛИ у А.И. Юдиной, родственницы В.Н. Смирновой. Из
путеводителя по Древлехранилищу ИРЛИ В.И. Малышева известно, что "Смирнов
Иван Алексеевич родился в 1889 г. в Петербурге в семье
старообрядца-беспоповца (федосеевца), впоследствии попечителя Волковского
старообрядческого кладбища А.И. Смирнова. Имел 50 старообрядческих рукописей,
которые приобрел в 1903-1915 гг. в Петербурге, главным образом через
книготорговца Т. Большакова"41.
Палеографическое описание рукописи и постатейную роспись сборника
содержит машинописная опись коллекции И.А. Смирнова, составленная
А.С. Деминым (с. 5-10). Краткая характеристика рукописи была приведена
в работе В.И. Малышева о сочинениях протопопа Аввакума в собрании
Пушкинского Дома42. На рукопись неоднократно ссылались исследователи
старообрядческой литературы, например, Н.С. Демкова, Н.Ф. Дробленкова,
B.C. Румянцева43.
13. ГИМ. Собр. А.С. Уварова № 191 (1758). "Путешествие ко святымъ
мѣстамъ старца Леонтия въ 1700 году". Рукопись первой четверти XIX в.
См.: Малышев В.И. Сочинения протопопа Аввакума в собрании ИРЛИ (Пушкинского
Дома) АН СССР // ТОДРЛ. М.; Л., 1957. Т. 13. С. 585.
См.: Древнерусские рукописи Пушкинского Дома (Обзор фондов) / Сост. В.И. Малышев.
М.; Л., 1965. С. 142.
См.: Малышев В.И. Сочинения протопопа Аввакума в собрании Пушкинского Дома АН
СССР // ТОДРЛ. Л., 1968. Т. 23. С. 324.
См.: Демкова Н.С. Археографический обзор списков одной из начальных редакций житий
Аввакума (редакция Б) // Вопросы русской и советской литературы Сибири. Материалы к
"Истории русской литературы Сибири". Новосибирск, 1971. С. 75,79; Она же. Житие
протопопа Аввакума. Л., 1974. С. 58-66; Дробленкова Н.Ф. Ранняя редакция Жития Епифания //
ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 29. С. 229; Румянцева B.C. Кратчайшая редакция Жития протопопа
Аввакума // Археографический ежегодник за 1973 год. М., 1974. С. 267.