XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
496
Л Л. Ольшевская, ΛΑ. Решетова, С.Η. Травников
тена В.Н. Перетцем. В конце 30-х годов XX в. вместе с другими рукописями
В.Н. Перетца поступила в Институт мировой литературы им. A.M.
Горького от его вдовы В.П. Адриановой-Перетц. В 1951 г. собрание В.Н. Перетца
по решению Президиума АН СССР в полном составе было передано в
Институт русской литературы (Пушкинский Дом).
12. ИРЛИ. Древлехранилище. Колл. И.А. Смирнова. Р. ГѴ. On. 20. Μ 6.
"Цветник" начала XIX в. (водяные знаки: вензель "ПЩ" в овальном щите
под короной, ниже на ленте литеры "МУБФ" и "1801" - Клепиков, II, № 617;
герб Ярославской губернии и литеры "ЯМВСЯ" и "1801" - Клепиков, I,
№751; герб Ярославской губернии и литеры "ЯМГІЯ" и "1806" - Клепиков,
I, № 755; и др.); 4° (21,5 χ 16,5); 308 л.; полуустав. Нумерация трех типов:
л. 1-308 - цифровая полистная (карандашом в правом верхнем углу листа );
л. 3-308 - буквенная полистная (чернилами в нижнем правом углу листа);
буквенная нумерация тетрадей (с л. 3 через 4 листа). Заглавия и инициалы
писаны киноварью. Переплет - доски в коже с тиснением, обе медные
застежки утрачены.
На л. 1-2 об., 307 об.-308 об. многочисленные пробы пера, рисунок
храма с тремя куполами и владельческие записи, сделанные разными
почерками, в том числе: "Сия книга добренскаго мещенина Тихона Головлева" (л. 1);
"Сия книга, нарицаемая Цветникъ, добрянскаго мѣщянина Петра Тихонова,
сына Головлева" (л. 2); "Милостивый мой государь батюшка Григорий Ми-
хеичь, госадарь батушка Иван Филипичь" (л. 308 об.); "должны мы Ивану
Чикину по щету 18 р. 72 ко." (на внутренней стороне нижней крышки).
На форзаце сохранились старые номера рукописи: "Смирнова № 6";
"2910/RK"; "Пост. 1954 г. № 224".
В состав старообрядческого рукописного сборника входят жития Андрея
Юродивого, протопопа Аввакума и инока Епифания, "Книга дьякона Феодо-
ра об исповедании правой веры", повести из "Великого зерцала",
Иерусалимского и Скитского патериков, слова и поучения Василия Великого и
Иоанна Златоуста, Проскинитарий Арсения Суханова и другие произведения.
Отрывок из "Хождения в Святую землю" читается на л. 121-130 об.
Название, выделенное киноварью, - Ис положения Леонтия старца во
Иерусалим лЪта 7211. Разногласие греков з древним святых отецъ преданием вос-
точныя церкве. Нач.: Греки в крещении обливаются, а не погружают.
Крестов на себъ не носят... На боковом поле л. 126 - рисунок руки с
указующим перстом на уровне строк: Греки говарили Леонтию: "Так-де писано,
что Царъграду у турка взяту быть от московскаго царя". На л. 127
киноварью выделено заглавие "Хождение было Леонтиево лѣта 7210"; далее
следует: Леонтий поЪхал ис Киева в Лятскую землю фее. в 3 день. В Хвасто-
во пришол февраля в 5 день. Из Хвастово поЪхал в Немеров в 6 день
и приЪхал февраля 11... Фрагмент завершается рассказом о бесноватом