XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Археографической обзор списков и редакций "Хождения в Святую землю'' 495
в 1852 г. в составе Погодинского собрания под названием "Путешествие въ
Иерусалимъ неизвѣстнаго монаха, калужскаго уроженца, имъ самимъ
описанное", - "оба из начала XVIII в." и "до сих пор не были напечатаны"36.
Известно, что в 1842 г. П.М. Строев продал свои рукописи М.П. Погодину37,
в их число входила и эта книга.
10. Собр. Черниговской духовной семинарии Λ& 150. Рукопись конца
XVIII в.; 4°; л. 226-342. Сведения об этом списке "Хождения" приводятся в
книге М.И. Лилеева "Описание рукописей, хранящихся в библиотеке
Черниговской духовной семинарии"38. Собрание рукописных книг Черниговской
духовной семинарии, по данным А.И. Рогова, "по всей вероятности, погибло
во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.", в Государственном
архиве Черниговской области его нет39.
11. ИРЛИ. Древлехранилище. Колл. В.Н. Перетца. № 532. "Путишест-
венникъ в Царьградъ и во Иерусалим и оттоль обратно в Россию посланна-
го Леонтия старца из Москвы". Рукопись 1801 г. (см. писцовую запись на
обложке: "Путешественник в Царьград и во Иерусалимъ и в протчи места,
списанное 1801 году Матвеемъ Храмцевским"; водяные знаки: "ДОФЕ",
"1800" - типа Клепиков, I, № 230); 4о (21,0 х 17,0); 93 л. (л. 1 об., 93 об. -
чистые); скоропись. Инициалы выделены чернилами, заглавия писаны
крупной скорописью. Книга состоит из 6 тетрадей, вверху и внизу соединенных
между собой нитками; в каждой тетради по 16 листов, в последней - 14.
Рукопись не имеет переплета. Первый лист представляет собой обложку
книги из той же бумаги, что и вся рукопись, он сильно загрязнен, не
пронумерован и при нумерации не учтен. Нумерация листов рукописи цифровая,
выполнена карандашом в правом углу верхнего поля.
На обложке в левом верхнем углу сохранился книжный знак
"Библиотека П.Ф. Симеона. Отд. II, № 300" и карандашные записи: "В.Н. Перетц.
1927. XI. 10", "Путешествие в Иерусалим, рук. к. XVIII в." (датировка
ошибочна). Внизу, на месте отсутствующего переплета, - разорванная наклейка
с шифром рукописи "Q. № 272". В левом верхнем углу л. 2 находится печать
"Институт литературы им. М. Горького при ЦИК СССР".
Указание на рукопись содержится в издании В.И. Малышева
"Древнерусские рукописи Пушкинского Дома (Обзор фондов)" (М.; Л., 1965). Судя
по экслибрису, книга принадлежала П.Ф. Симеону, в 1927 г. была приобре-
36 Отчет Императорской Публичной библиотеки за 1852 г. СПб., 1853. С. 34.
37 Рукописные книги собрания М.П. Погодина: Каталог. Л., 1988. Вып. I. С. 8.
38 См.: Лилеев М.И. Описание рукописей, хранящихся в библиотеке Черниговской духовной
семинарии... С. 178-182.
39 См.: Рогов А.И. Сведения о небольших собраниях славяно-русских рукописей в СССР. М.,
1962. С. 79.