XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
490
Л.А. Ольшевская, Λ.А. Решетова, С.Η. Травников
В пользу этой гипотезы свидетельствует тот факт, что данной рукописи
в собрании Рогожского кладбища до 1890-1891 гг. не было, ибо о ней нет
сведений в книге И.В. Власова "Описание славяно-русских рукописей и книг
церковной печати с прибавлением каталога греческих книг собрания
старообрядческого Рогожского кладбища" (Μ., 1890)32. Рукопись с текстом
"Хождения в Святую землю" не указана и в "Прибавлении" к "Описанию",
выполненному И.В. Власовым в 1891 г.
Известно, что Е.И. Усов заведовал библиотекой Рогожского кладбища с
1913 г., тогда же он начал составлять "Каталог", работу над которым
продолжал и в 1920 г., когда после национализации библиотеки был назначен
заведующим Рогожским библиотечным филиалом Румянцевского музея.
"Каталог" был завершен в начале 1920-х годов; 7-9 мая 1924 г. собрание
поступило в ГБЛ, кроме рукописей, которые к моменту национализации
библиотеки Рогожского кладбища находились в храмах и в Старообрядческом
институте и которые в "Каталоге" Усова не значатся. Следовательно,
интересующая нас рукопись попала в библиотеку Рогожского кладбища после
1891 г., но не позднее 1924 г. Скорее всего, она поступила в Рогожское
собрание в начале XX в. из коллекции купца Рахманова.
3. ΓΑΤΟ, φ. 1409 (коллекциярукописных книг) Μ1468. Рукопись
середины XVIII в. (водяной знак: "Pro Patria" с литерами " [Г]УБР" и "ФСМП" - типа
Клепиков, II, №№ 219-220 - 1752 г.); 4<> (20,0 х 16,0); 285 л. (VII + 275 л. + III;
л. 25 и 95 об. - чистые); полуустав. Начальные листы рукописи утрачены.
Нач.: вити, спаси ево Господь, то бы нам пути не найти ко граду, нужно
сильно... На л. 105, 117, 127 об., 222 заглавия писаны киноварью. Переплет-
доски в коже с серебряным тиснением и остатками застежек, корешок
лопнул.
Сохранилась владельческая запись: "Сия книжица города Торжка
мещанина Степана Мичурова с сыном" (л. 275 об.) и номера рукописи: "1468"
(на верхней крышке переплета синими чернилами, на л. I красным
карандашом); "1235" (на обороте верхней крышки синим карандашом); "1353"
(на форзаце синим карандашом, исправлен красным карандашом на "1468").
4. РНБ. Собр. М.П. Погодина (Ф. 588) Λδ 1543. Рукопись середины
XVIII в. (см. пометы 1748-1758 гг.; водяные знаки: гербовый щит под
короной с вензелем и литерами "masalova", малая контрамарка "я" - типа
Клепиков, I, № 517-175... г.; типа Участкина № 625 - 1768 г., № 626 - 1775 г.);
4° (18,5 χ 16,5); 255 л.; скоропись. Текст очерчен с обеих сторон полями
(вертикальные линии идут от верхнего до нижнего края листа на расстоянии
около 3 см от внешнего края, от внутреннего - около 2 см). Рукопись имеет
32 "Описание" не опубликовано, хранится в РГБ, ф. 246. 153.3.