XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Археографической обзор списков и редакций "Хождения в Святую землю" 487
классификации исследователя, представлен списком из рукописного
собрания С.А. Соболевского. В нем произведение не имеет заглавия, начинается с
проезжей грамоты, выданной московскому священнику Иоанну Лукьянову;
за традиционным авторским вступлением следует повествование о
паломничестве, начиная с Калуги. Второй вариант, самый распространенный (11
списков), имеет заглавие, где автором "Хождения" назван старец Леонтий, в нем
нет вступления и проезжей грамоты, начальный пункт паломничества -
Москва. Третий вариант известен по одному списку - рукопись ГПБ (РНБ).
Q. IV. 410. В отличие от второго варианта, перед заглавием содержится
авторское вступление с заменой имени Иоанн на Леонтий.
В результате усилий нескольких поколений ученых "Хождение в Святую
землю" Иоанна Лукьянова было не только введено в научный оборот26, но и
стало предметом изучения в высшей школе27, однако современное
литературоведение не располагает ни научным изданием памятника, ни его
комплексным монографическим исследованием.
Выявленные к настоящему времени списки "Хождения" Иоанна
Лукьянова можно разделить на три редакционных вида, исходя из содержательных
и структурных компонентов текста произведения. В описании редакций и
списков выдержан хронологический принцип; рукописи, которые ранее не
были учтены исследователями, выделены "звездочкой".
ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ "ХОЖДЕНИЯ"
Первая редакция, созданная не ранее 1703 г., когда паломник
возвратился в Россию, и не позднее 1734 г., которым датируется ранний из известных
списков памятника, представлена следующими рукописями:
1. ГИМ. Собр. А.С. Уварова Μ 261 (1757). Рукопись 1734 г. (см.
писцовую запись на л. 147об.; водяной знак Красносельской фабрики в Санкт-
Петербургской губернии - "Мельница Красносельская" - типа Тромонин,
№ 740 - 1733 г.; Клепиков, I, № 353 - 1727-1728 и 1732-1737 гг.); 4°
(20,5 х 15,2); 151 л. (150 + I непронумерованный лист в конце рукописи;
л. 148 утрачен, обрезан у корешка); небрежная скоропись с вкраплениями
См.: Понырко Н.В. Иоанн Лукьянов // Словарь книжников и книжности Древней Руси.
СПб., 1993. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 2 (И-О). С. 71-72; Ольшевская Л Л., Травников С.Н. Иоанн
Лукьянов // Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года:
Энциклопедия. М, 1996. Т. 2 (Д-К). С. 363-364; Они же. Лукьянов Иоанн // Русские
писатели. XVIII век: Биобиблиографический словарь / Сост. С.А. Джанумов. М., 2002. С. 126-128.
См.: Ольшевская Л.А., Травников С.Н. "Хождение" Иоанна Лукьянова // Древнерусская
литература ХІ-ХѴІІ вв.: Учебное пособие / Под ред. В.И. Коровина. М., 2003. С. 371-375;
Травников С.Н., Ольшевская Л.А. История русской литературы XVIII века: Практикум.
М., 2004. С. 37^5.