XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
486
Л.А. Ольшевская, А.А. Решетова, С.Η. Травников
В настоящее время интерес ученых к "Хождению" Иоанна Лукьянова
сосредоточен прежде всего на текстологической работе по выявлению и
анализу списков и редакций произведения, без чего невозможны научная
публикация памятника и его изучение специалистами разных областей знаний:
историками и этнографами, литературоведами и лингвистами, философами и
теологами, географами и культурологами. Возросло внимание
исследователей и к собственно художественной стороне произведения, к его
самобытному стилю. Об этом свидетельствует этапная в истории изучения памятника
работа Н.В. Понырко, где "Хождение" Лукьянова рассматривается на фоне
старообрядческой литературы, развивающей традиции школы протопопа
Аввакума. В статье исследователя указаны 13 списков произведения и
приведены краткие палеографические данные о них23:
1. ГПБ (РНБ). F. IV. 319. XVIII в. (последняя четверть), 1°, 76 л., полуустав
(список из собрания С.А. Соболевского);
2. ГПБ (РНБ). Q. IV. 410, XVIII в. (третья четверть), 4°, 272 л., полуустав;
3. ГПБ (РНБ), собр. Погодина, № 1543. XVIII в. (третья четверть), 4°, 255 л.,
скоропись;
4. ГПБ (РНБ), собр. Погодина, №1542. XVIII в. (вторая половина), 4°, 220 л.,
скоропись;
5. ИРЛИ, Древлехранилище, колл. Перетца, № 532. 1806 г., 4°, 93 л., скоропись;
6. ИРЛИ, Древлехранилище, колл. Смирнова, № 6. 1801-1806 гг., 4°, л. 121-
130 об., полуустав;
7. ГИМ, собр. Уварова, № 1757. 1734 г., 4°, 150 л., скоропись;
8. ГИМ, собр. Уварова, № 1758. XIX в. (начало), 4°, 175 л., скоропись;
9. ГИМ, собр. Уварова, № 1759. XIX в., 4°, 165 л., скоропись;
10. Рукопись Черниговской духовной семинарии № 150. XVIII в. (конец), 4°,
Л. 226-34224;
И.ГАКО(ГАТО), №216(1468). XVIII в. (вторая половина), 4<>, 277 л.,
полуустав25;
12. ГАКО (ΓΑΤΟ), № 217 (448). 1762 г., 4°, 121 л., скоропись;
13. ГИМ, собр. Щукина, № 245. XVIII в. (конец), 4°, 166 л., скоропись.
По мнению Н.В. Понырко, все списки "Хождения" условно можно
разделить на три варианта, отличающихся только началом при наличии мелких
разночтений в основной части произведения. Первый вариант, согласно
23 Понырко Н.В. Сочинение старца Леонтия и школа протопопа Аввакума // ТОДРЛ. Л.,
1979. Т. 33. С. 157.
24 См.: Лилеев М.И. Описание рукописей, хранящихся в библиотеке Черниговской духовной
семинарии. СПб., 1880. С. 178-182.
25 См.: Голубев И.Ф. Коллекция рукописей Государственного архива Калининской области.
Калинин, 1960. С. 33.