XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Археографической обзор списков и редакций "Хождения в Святую землю" 485
ского. В "Очерках поповщины" он обосновал причины отправления на
православный Восток старообрядческой делегации: "Поповские общины
решили послать... к грекам хорошего человека, искусного в церковных уставах,
чтобы он изведал, какова в самом деле у греков вера и можно ли от них
принять епископа. Выбор пал на старца Леонтия..."17.
Появившаяся в 1908 г. заметка B.C. Иконникова о Лукьянове обобщила
сделанное исследователями XIX в. по изучению "Хождения в Святую
землю"18. Она носила компилятивный характер и не содержала новых данных о
писателе и его произведении. Следующий этап в научном освоении
"Хождения" связан с работами Б.М. Данцига, где произведение И. Лукьянова
рассматривалось как важный источник сведений по истории, этнографии и
географии начала XVIII столетия19. Исследователь привел новые аргументы в
пользу датировки путешествия 1701-1703, а не 1710-1711 годами, как это
делал П.И. Бартенев. Паломническое хождение русского старообрядца попало
в поле зрения зарубежных медиевистов. В 1976 г. профессор Зееманн
опубликовал монографию о древнерусской путевой литературе, в которой
несколько страниц посвятил произведению Лукьянова20. Начиная с конца 70-х
годов XX в., в отечественной науке также растет внимание исследователей к
"Хождению" И. Лукьянова; в 1980-1990-е годы появляется цикл статей
С.Н. Травникова об исторической основе и художественном своеобразии
этого этого памятника21. Книги исследователя, посвященные русской
литературе петровского времени22, включают произведение московского
священника в контекст путевых записок конца XVII - первой трети XVIII
столетия, рассматривая его в одном ряду с современными Иоанну Лукьянову
паломническими "хождениями" (Макария и Сильвестра, Андрея Игнатьева,
Ипполита Вишенского, Варлаама Леницкого и др.) и светскими
"путешествиями" (П. Толстого, Б. Шереметева, А. Матвеева, Б. Куракина и др.).
17 Μельников-Печерский П.И. Полное собрание сочинений. СПб.; М, 1898. Т. 13. Очерк
поповщины. Ч. 1.С. А2-Л6.
18 Иконников B.C. Опыт русской историографии. Киев, 1908. Т. 2. Кн. 2. С. 1892-1896.
19 Данциг Б.М. Из истории изучения Ближнего Востока в России в первой четверти XVIII в. //
Очерки по истории русского востоковедения. М., 1956. Сб. 2. С. 398^404; Он же. Русские
путешественники на Ближнем Востоке. М., 1965. С. 53-59; Он же. Ближний Восток в
русской науке и литературе. (Дооктябрьский период). М., 1973. С. 52-55.
20 Seemann K.-D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur. Munchen, 1976. S. 365-377.
21 См., например: Травников С.Н. Композиция "Хождения" Иоанна Лукьянова //Литература
Древней Руси. М, 1983. С. 107-118; Он же. "Хождение" Иоанна Лукьянова как явление
русского демократического барокко // Проблемы изучения русской литературы XVIII века:
Вопросы метода и стиля. Л., 1984. С. 3-12; Он же. Историческая основа "Путешествия"
Иоанна Лукьянова // Факт, домысел, вымысел в литературе. Иваново, 1987. С. 52-64; и др.
22 См.: Травников С.Н. Путевые записки петровского времени (Проблема историзма). М.,
1987; Он же. Писатели петровского времени. Литературно-эстетические взгляды. Путевые
записки. М., 1989; и др.