XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
484
Л.А. Ольшевская, А.А. Решетова, С.Η. Травников
Необычность судьбы Иоанна Лукьянова, своеобразие стиля его путевых
записок не остались без внимания со стороны ученых-славистов. В
периодической печати середины 60-х годов XIX столетия появились статьи,
посвященные этому писателю. Г. Милорадович обосновал необходимость
научного исследования "Хождения в Святую землю"10. И. Нильский в
рецензии-обзоре новых работ по истории старообрядчества опубликовал несколько
отрывков из путевых записок, где речь шла об особенностях богослужения в
греческой церкви, и дал им критическую оценку11. Известный украинский
историк и общественный деятель М. Максимович сумел прояснить вопрос о
времени путешествия Лукьянова на христианский Восток, отнеся его к
1701-1703 гг.1*
В 1895 г. авторитетный ученый в области старообрядческого движения
М.И. Лилеев, опираясь на ранее опубликованные документы о расколе в
русской церкви13, сделал весьма убедительную попытку отождествления автора
"Хождения" Иоанна Лукьянова с ветковским старообрядческим
священником старцем Леонтием. Работа исследователя содержит первый и до сих пор
наиболее полный свод сведений о И. Лукьянове14. Статья М.И. Лилеева
вызвала полемику среди ученых. В "Византийском временнике", в разделе,
посвященном новым публикациям и научным сообщениям, появилась
аннотация работы М.И. Лилеева15. С обстоятельным критическим анализом этого
исследования выступил СТ. Голубев, оспоривший мнение, что Иоанн
Лукьянов и старец Леонтий - одно историческое лицо16.
Оригинальный памятник старообрядческой паломнической литературы
начала XVIII в. заинтересовал писателя и историка П.И. Мельникова-Печер-
10 Милорадович Г. Еще о Лукьянове // Русский архив. М., 1864. С. 871-872.
11 Нильский И. Новые издания по расколу // Христианское чтение. СПб., 1864. Ч. 3. № 12.
С. 459-461.
12 Максимович М. Письмо к П.И. Бартеневу о путешествии в Святую землю московского
священника Иоанна Лукьянова // День: Еженедельная газета, издаваемая И. Аксаковым.
1865. № 33. С. 795.
13 Есипов Г. Раскольничьи дела XVIII столетия. СПб., 1861. Т. I. С. 239-242,242-244, 251-253,
258; Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшаго правительствующаго
Синода (1542-1721). СПб., 1868. Т. I. Стб. 178-179, 184-185, 395-396, 398, 585.
14 Лилеев М.И. К вопросу об авторе "Путешествия во Святую землю" 1701-1703 гг.
московском священнике Иоанне Лукьянове, или старце Леонтии // Чтения в историческом
обществе Нестора-летописца. 1895. Т. 9. Отд. 2. С. 25-41. Отд. отт. - Киев, 1894. См. также:
Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье ХѴП-ХѴШ вв. Киев, 1895.
Вып. I. С. 239-268.
15 Византийский временник. СПб., 1896. Т. 3. Вып. 1. С. 182-183.
16 Голубев СТ. Отзыв о сочинении М.И. Лилеева "Из истории раскола на Ветке и в
Стародубье ХѴІІ-ХѴШ вв." Вып. 1. Киев, 1895 // ЧОИДР. 1898. Т. 185. Кн. 2. Разд. IV. Смесь.
С. 26-30.