XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Археографической обзор списков и редакций "Хождения в Святую землю" 483
нев был вынужден признать, что о писателе-паломнике и его книге
практически ничего неизвестно: "С тех пор как владелец рукописи, так и ее
издатель обращались в разное время с запросами об этом путешествии к
следующим лицам: А.Ф. Бычкову, А.Х. Востокову, барону М.А. Корфу, А.Н.
Муравьеву, новейшему путешественнику в Святую землю статс-секретарю
Мансурову, А.С. Норову, М.П. Погодину, В.М. Ундольскому, А.С.
Хомякову и другим знатокам отечественной старины, все попытки не только найти
другой список путешествия, но хотя бы какое-нибудь известие о нем были
напрасны. Из названных лиц одни словесно, другие письменно заявили, что
путешествие Лукьянова им совсем неизвестно"4.
В 60-70-е годы XIX в. в ряде изданий появились перепечатки отрывков
из "Хождения" Иоанна Лукьянова. В 1865 г. в журнале "Духовная беседа"
было опубликовано "Описание великия церкви Воскресения Христова
священника И. Лукьянова"5, причем издатели скрыли тот факт, что автор
произведения был активным деятелем русской старообрядческой церкви
петровского времени. В 1868 г. Н. Закревский напечатал отрывки из путевых
записок Иоанна Лукьянова, посвященные достопримечательностям Киева6.
Несколько лет спустя Комиссия для разбора древних актов выпустила в свет
том материалов, касающихся исторической топографии Киева; среди
прочих документов здесь были опубликованы очерки из "Хождения в Святую
землю" Иоанна Лукьянова с описанием Киева и его окрестностей7.
Н.И. Субботин, высоко оценивший художественное своеобразие
памятника, назвавший его "любопытным и во многих отношениях замечательным
сказанием"8, впервые поставил в один ряд публикации произведения старца
Леонтия и священника Иоанна Лукьянова. Сравнив издания текста путевых
записок в "Русском архиве" и "Калужских епархиальных ведомостях",
исследователь пришел к выводу, что это разные списки одного произведения.
Он привел описание города Калуги, которого не было в рукописи С.А.
Соболевского, и ряд разночтений, обнаруженных в опубликованных списках.
Год спустя П.И. Бартенев сообщил, что A.M. Лазаревский при публикации
"Хождения" пользовался рукописями из библиотеки А.С. Уварова9.
4 Бартенев П. Послесловие издателя к тексту "Хождения" Иоанна Лукьянова // Русский
архив. М., 1866. С. 322.
5 Духовная беседа. 1865. № 14. С. 421^24; № 15. С. 446-448.
6 Закревский Н. Описание Киева. М., 1868. Т. I. С. 76-80.
7 Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей. Киев:
Временная комиссия для разбора древних актов, 1874. Отд. 2. № 21. С. 117-124.
8 С-н Н. Заметка об издании "Путешествия в Святую землю священника Лукьянова" //
Современная летопись. Воскресные прибавления к "Московским ведомостям". 1863. № 15, май.
С. 13.
9 См.: Леонид (Кавелин). Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания
графа А.С. Уварова. М., 1894. Ч. 3. С. 325-326.
16*