XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
478
Л Л. Ольшевская, С.Η. Травников
Усилению динамики повествования способствует выдвижение на первый
план в предложении глаголов, несущих основную смысловую нагрузку в
тексте:
Февраля во 2 день... поидохомъ въ Печерской монастырь. И приидохомъ
въ соборную церковь, и помолихомся чюдотворному образу. И поидохом
во Антониеву пещеру, и ту видѣхомъ преподобных отецъ въ
нетлѣнныхъ плотехъ... (л. 9).
Ритмически организуют текст предложения, имеющие одинаковое
начало. Для синтаксической структуры речи Лукьянова характерно
единоначалие; очень часто предложения открываются с союзов и, я, что является
чертой устного мышления, как и употребление синтаксических конструкций
с союзами так, "ано", да и:
Пришли въ метоху - анъ игумна нѣтъ. Все бѣда! Мы тутъ ево ждемъ -
анъ ему тамъ, на бозарѣ, про насъ сказали, такъ онъ нанявши арапов
подъ нашу рухледь да и принесъ въ метоху, а мы толко смотримъ (л. 35).
В отечественном литературоведении существовало мнение, что
протопоп Аввакум - явление уникальное, поэтому он не оставил после себя
школы111, однако Н.В. Понырко удалось доказать, что Иоанн Лукьянов -
духовный ученик и достойный продолжатель дела "огнепального"
"ревнителя древлего благочестия"112. Действительно, оба писателя принадлежали
к старообрядцам, были людьми идеи, готовыми за единый аз пойти на
костер, в ад тюрьмы или ссылки. Как и батюшко Аввакум, московский
священник Иоанн, после возвращения из Иерусалима и ухода на Ветку,
оказался человеком вне закона, государственным преступником. По указу 1685 г.
старообрядчество было объявлено "лживой верой", упорных противников
никонианской церкви били кнутом и сжигали в срубах, у раскаявшихся
отбирали имущество и отправляли на пожизненное заключение в
монастырские тюрьмы113. Жизненный путь Аввакума Петрова и Иоанна Лукьянова-
бесконечная и мучительно трудная дорога, ибо она связана с поиском
истины. Не случайно в произведениях писателей в функции одного из главных,
"ядерных" образов выступает библейский символ жизни как плавания
в бурном море, который наполняется реальным автобиографическим
содержанием - противостоянием человека водной стихии Тунгуски-реки или
Черного моря.
111 См.: Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания...; Он же. Борьба идей в
русской литературе XVII века....
112 См.: Понырко Н.В. Сочинение старца Леонтия... С. 156-163.
из Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экс-
педициею Академии наук. Т. 4. № 284. С. 419-422.