XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
468
Л.А. Ольшевская, С.Η. Травников
Иоанн Лукьянов для доказательства истинности старообрядческого двое-
перстия ссылается не только на мнение Максима Грека, но и на
свидетельство Феодорита Блаженного, которому приписывают авторство "Слова о
крестном знамении"93. Хотя никонианская церковь доказывала подложность
этого сочинения, оно, с XV в. входившее в состав Кормчей, Хронографа,
Следованной Псалтири, Домостроя и других сборников, пользовалось
популярностью в XVII столетии, особенно среди старообрядцев, так как
защищало исконность и каноничность двоеперстия.
Не случайно, исследуя историю крестного знамения, Иоанн Лукьянов
обращается к мощам былинного богатыря, защитника Русской земли Ильи
Муромца, хранившимся в Киево-Печерском монастыре. В Антониевой
пещере паломники видели
храбраго воина Илию Муромца въ нетлѣнии подъ покровомъ златымъ:
ростомъ яко нынѣшнихъ крупныхъ людей; рука у него левая пробита
копием, язва вся знать на рукѣ, а правая ево рука изображена крестное
знамение... крестился онъ двома персты - тако теперьво ясно и по смерти
его плоть мертвая свидѣтельствуетъ на обличение противниковъ (л. 9).
Источником сведений о святом-богатыре, скорее всего, послужил
русский былинный эпос, который в начале XVIII столетия бытовал как в
устном, так и в рукописном виде94. Возможно, писатель знал былину о гибели
киевских богатырей, ибо упоминает о ране на левой руке Ильи, нанесенной
копьем. Илья Муромец был любимым героем народных сказок и легенд о
змееборцах. Кроме этого, Лукьянов мог почерпнуть сведения о нем из
"Сказания о киевских богатырях" - произведения XVII в., представляющего
собой книжное переложение былинных сюжетов95. Из-за обостренного
внимания старообрядцев к мощам Ильи Муромца духовные власти приказали
вынести их из киевских пещер.
Книжная память Лукьянова сохранила знакомство с текстом популярной
в Древней Руси "Повести о взятии Царьграда турками" Нестора-Искандера,
содержащей пророчество Льва Премудрого о "русом царе", которому
суждено освободить Константинополь от власти турок:
Русий же род съ прежде создателными всего Измаилта побѣдят... и в нем
въцарятся и судрьжат Седмахолмаго русы96.
93 Макарий {Булгаков). История русской церкви. М., 1996. Кн. 4. Ч. 2. С. 69-73, 217-219.
94 См.: Илья Муромец / Подгот. текстов, статья и коммент. A.M. Астаховой. М.; Л., 1958.
С. 311-352 (сер. "Литературные памятники").
95 См.: Дробленкова Н.Ф. Сказание о киевских богатырях // Словарь книжников и книжности
Древней Руси. СПб., 1998. Вып. 3. Ч. 3. С. 412-414.
96 Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году // Памятники литературы Древней Руси.
СПб., 1999. Т. 7. С. 68.