XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Житие и хождение Иоанна Лукьянова
467
Неоспоримая общность произведений Арсения Суханова и Иоанна
Лукьянова - негативное отношение авторов к восточному духовенству. Описывая
иерархов православной церкви Константинополя и Иерусалима, русские
писатели в один голос говорят об упадке нравственности, симонии, чрезмерном
тщеславии и одновременно угодливости, которую греки проявляют и к
турецкому султану, и к русским паломникам. Оба писателя-путешественника
будущее православного мира связывают с Россией и ее великой миссией по
отношению к народам, попавшим под иго Оттоманской Порты.
Из памятников русской агиографии раннего средневековья Иоанн
Лукьянов, безусловно, был знаком с Киево-Печерским патериком. Во время
пребывания в Киеве он неоднократно посещал лавру Антония и Феодосия, где
среди мощей печерских святых видел "дванадесятъ зодчихъ, сирѣчь церков-
ныхъ мастеровъ, подъ единымъ покровом тѣ мастеры лежатъ, ихже
Пресвятая Богородица сама послала изъ Царяграда въ Киевъ" (л. 9). О приходе
греческих зодчих и иконописцев в Киев, их участии в строительстве и
росписи Успенского собора подробно рассказано в "Слове о создании церкви
Печерской" владимиро-суздальского епископа Симона, входящем в состав
Киево-Печерского патерика91. Поскольку паломники не могли слышать это
предание из уст печерского монаха - "вожа" по киевским пещерам, ибо,
поклоняясь мощам святых, тайно исследовали древнее сложение перст при
крещении, то единственным источником сведений по истории создания
Успенского собора для них был Киево-Печерский патерик. Он относился к
числу "народных книг" средневековья; в полном объеме или в извлечениях
входил в состав Миней, Прологов и других агиографических сборников,
которые во многом определяли круг "душеполезного" чтения верующего
человека, - эту литературу обязан был знать московский священник.
Убежденный сторонник двоеперстия, старообрядец Иоанн Лукьянов
отстаивал позиции древлеправославной церкви в споре с никонианской,
ссылаясь на средневековые авторитеты. В "Хождении" он упоминает
"преподобного Максима Грека", автора известного "Сказания, како знаменоватися
крестным знамением"92. Под влиянием афонского старца Стоглавый собор
1551 г. вынес решение о каноничности двоеперстия при крещении (гл. 31).
После прихода к власти патриарха Никона собор 1667 г. утвердил
троеперстие, предав проклятию двоеперстников. Чтобы окончательно опорочить
старый способ сложения пальцев руки при крещении, патриархи Иоаким и
Адриан объявили сочинение старца Максима Грека подложным и "зломыс-
ленным делом раскольников".
Ср.: Древнерусские патерики. Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Изд. под-
гот. Л.А.Ольшевская и С.Н.Травников. М., 1999. С. 12-13 (сер. "Литературные памятники").
См.: Лопарев ХМ. Описание рукописей императорского Общества любителей древней
письменности. СПб., 1899. Ч. 3. С. 191-193.