XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
466
Л Л. Ольшевская, С.Η. Травников
корабль не отойдет от пристани, а осквернитель могил будет брошен в
море) Лукьянов вводит в повествование о лавре Саввы Освященного, тогда
как в "Хождении" Трифона Коробейникова он сопровождал рассказ о
пещерах села Скудельниче, где погребали умерших в Иерусалиме паломников.
На путевые записки Иоанна Лукьянова существенное влияние оказали
полемические сочинения Арсения Суханова, старца Троице-Сергиева
монастыря, который в середине XVII в. совершил несколько поездок в
Константинополь, на Афон и Ближний Восток. В результате появился знаменитый
"Проскинитарий" Арсения Суханова, а также другие его произведения -
"Прения с греками по вопросам веры" и "О чинах греческих вкратце",
которые пользовались большим уважением у старообрядцев. Старец Арсений
защищал идею чистоты русского православия и его обрядности: двоеперстия,
крещения посредством погружения в воду, строгости поста и т.п.87
Концепция истинной веры Суханова во многом соответствовала воззрениям
старообрядцев. Не случайно они создали особую, старообрядческую, редакцию
"Прений о вере", обсуждали это произведение в "Поморских ответах"88.
Как убедительно доказал Леонид Кавелин89, Иоанн Лукьянов
ориентировался на "Прения" Арсения Суханова, создавая включенные в состав
"Хождения" полемические статьи "Описание греческого устава и поступок внеш-
нихъ и духовных", "О церковном пении и о уставе греческом", "О
несогласии греческом с восточною церковию". Разумеется, что московский
священник взял из материалов Суханова только те сведения, которые
соответствовали его представлениям о "еретическом" начале и отсутствии "благочестия"
в греческой церкви.
Возможно, что, кроме "Прений", Лукьянов использовал не прямо, но
опосредованно, "Проскинитарий" Суханова. Рассказ русского паломника
начала XVIII в. о том, как он нашел приют на Иерусалимском подворье в
египетском городе Рашид, тематически и структурно повторяет очерк Арсения
Суханова об обустройстве на Синайском подворье Александрии. Оба
писателя следуют композиционной схеме: прибытие на корабле в устье Нила -
переправа на берег в "малом судне" - приезд на монастырское подворье -
вручение игумену грамот - радушный прием - пребывание в келий -
прогулки по городу - "великая любовь" к паломникам местных монахов90. При
этом не исключено, что сходство могло быть следствием одинаковой
житейской ситуации и результатом действия литературного этикета.
87 См.: Богданов А.П. Автограф "Прений с греками о вере" Арсения Суханова //
Источниковедение отечественной истории: Сб. статей. М., 1989. С. 175-205.
88 См.: Белокуров С.А. Арсений Суханов. М, 1894. Ч. 2. С. XXXVII-XLIV.
89 См.: Леонид {Кавелин). Систематическое описание славяно-российских рукописей
собрания графа А.С. Уварова. М., 1894. Ч. 3. С. 325-326.
90 Ср.: Проскинитарий Арсения Суханова // Православный палестинский сборник. СПб.,
1889. Т. 7. Вып. 3 (21). С. 36-37.