XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Житие и хождение Иоанна Лукьянова
465
Федоровичем, о торжественном ужине для паломников, где было "довольно
брашна и пития", о французских органах, которые "льстиво и сладко играют".
Подобные вставки придавали рассказу паломника петровского времени
яркость, живость, новизну.
Используя текст "Хождения" Трифона Коробейникова, Иоанн Лукьянов
дополняет его свидетельствами самовидца, что усиливает достоверность
описания, к примеру, Овчей купели:
Α купѣль глубока, здѣлана колодеземъ круглымъ; а жерело въ купѣли
уско, толко кошель проходитъ; а вервь у кошеля мы сами навезали,
саженей будетъ десяти (л. 56).
Иногда писателю начала восемнадцатого столетия приходилось
выступать с критикой источника, при необходимости уточнять старую
информацию, вводить в текст новые сведения. Если, согласно описанию Трифона
Коробейникова, на горе Сион находится монастырь виноцЪйскаго царя, а
живешь въ немъ игуменъ и мнихы (с. 30), то по свидетельству Лукьянова,
побывавшего в этих местах век спустя, на той горЪ прежде сего бывалъ
монастырь, а нынЪ турецкой мечеть, въ немъ же турки живутъ (л. 60 об.).
Другая устойчивая тенденция в обработке литературного источника -
стремление к беллетризации повествования. Рассказ Трифона
Коробейникова о Силоамской купели, где Христос творил чудеса, Иоанн Лукьянов
"оживил" бытовой сценой с купающимся в целебном источнике больным арабом,
которого паломники оттуда прогнали. О мастерстве писателя-старообрядца,
творчески относившегося к исходному литературному материалу, можно
судить, сравнив описания камня, где спал Илия Пророк:
"ХОЖДЕНИЕ" "ХОЖДЕНИЕ"
ТРИФОНА КОРОБЕЙНИКОВА ИОАННА ЛУКЬЯНОВА
И близъ того монастыря съ пе- ... на другой странѣ дороги на
рестрѣлъ на дороге на камени правой рукѣ, какъ въ Вифлѣемъ
мѣсто вообразилось, идѣже уснулъ идешъ, противъ монастыря ле-
Илья Пророкъ, и вогнулось мѣсто житъ камень великой, а на немъ
аки воскъ - знати и до сего дне спалъ Илиа Пророкъ. И какъ онъ
(с. 45). на камени лежалъ, такъ пророкъ
весь изобразился; все знать: гдѣ
лежала глава, гдѣ ноги, гдѣ спина,
что воскъ, вообразилась (л. 46).
Становится очевидным, что "Хождение" XVI в. для Лукьянова лишь
канва, которую он искусно расшивает новыми подробностями, стремясь
приблизить "чудо" к "правде жизни". Отдельные мотивы и сюжеты из
произведения своего предшественника писатель-старообрядец использует в новых
литературных ситуациях. Мотив запрета брать кости усопших (иначе