XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
464
Л.А. Ольшевская, С.Η. Травников
заимствовано описание земель в низовьях Дона, опустошенных в результате
набегов татар, и применено по отношению к Украине, разоренной "крымца-
ми". В тексте Игнания Смольнянина Иоанном Лукьяновым были опущены
некоторые детали (сокращен перечень животных и птиц, многих из которых
паломник не мог видеть, передвигаясь по Украине в студеном феврале),
однако появились и новые данные, связанные с дорожными впечатлениями
паломника начала XVIII в. Положив в основу описания принцип контраста,
Лукьянов сообщал, что в пустыню превращены земли Украины, которые
зѣло угодны и хлЪбородны, где овощу всякова много и сады что дикой
лЪсъ: яблоки, орЪхи ѳоложския, сливы, дули (л. 10 об.). Этот текст навеян
воспоминаниями июля-августа 1703 г., когда паломник возвращался домой и
видел плодородную землю юго-запада Украины, из-за постоянных военных
конфликтов не заселенную людьми.
Основным литературным источником путевых записок Иоанна
Лукьянова является классический памятник паломнической литературы Древней
Руси - "Хождение по святым местам Востока" московского купца Трифона
Коробейникова (конец XVI в.)86. Отсюда заимствована почти половина
описаний Иерусалима и его окрестностей: церкви Воскресения Христова и Еле-
онской горы, Силоамской купели и села Скудельниче, монастыря Саввы
Освященного и дома Давида, а также многих других "святых мест". Ввод
материала из этого источника Лукьянов сопровождал либо прямой отсылкой к
"Коробейникову страннику", либо устойчивой формулой, указывающей на
вторичность сведений, - "сказывают". Описывая церковь Святая Святых,
московский священник сообщал, что один из ее раритетов - Мерило
праведное, как сказоваютъ, сотворено мудрымъ Соломономъ (л. 55 об.).
Сравнение путевых записок И. Лукьянова и Т. Коробейникова
показывает, что композиция иерусалимского цикла очерков не совпадает. Асинхрон-
ность структуры "хождений" конца XVI и начала XVIII в., видимо,
объясняется изменением порядка осмотра достопримечательностей Иерусалима и
маршрута передвижений паломников по Палестине. Из-за "арапского
насилия" на дорогах Лукьянов, в отличие от Коробейникова, не сумел побывать
на Иордане, Мертвом море, во многих палестинских городах и селениях.
Для писателя-старообрядца характерен творческий принцип
использования литературных источников. Он постоянно перемежал фрагменты,
восходящие к тексту "Хождения" Трифона Коробейникова, собственными
наблюдениями и размышлениями по поводу увиденного на Востоке, новыми
сведениями бытового и исторического порядка. Нерасчлененное у
Коробейникова описание Пупа земли и Лобного места, он разделил на две части, заполнив
промежуток рассказом об иконах "московской работы" в Воскресенском
соборе, подаренных иерусалимскому патриарху русским царем Михаилом
86 Православный палестинский сборник. СПб., 1889. Т. 9. Вып. 27.