XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
48
Тексты
В Цареградѣ часто бунты бываютъ, а все от янычар; и при нас
былъ. В Цареградѣ, когда бываетъ пожарно, болно9 силно горит:
много у нихъ внутри поставы, кое-что деревянное; такъ и
отнимать нелзя - толко унеси Богъ самого!
В Цареграде и вездѣ турки носят платья10 зеленое и красное,
а греком и жидом не вѣлять11*. Жиды все носят платье вишневое
да черное, а греки также. Нынѣ греки и красное носятъ, толко
л. 60 об. зеленого носить не дадутъ. // Московския1 люди, когда прилучат-
ся в Цареграде, носятъ зеленое платье2. В Цареграде и по всей
Турецкой3 державѣ4 со всякихъ людей: со грекъ, с армянъ и жи-
довъ - кои въ ево области живутъ, то горачь на всякой год по 5 и5
6 талерей берутъ. Кто не приѣдетъ въ ево землю иностранной, со
всѣхъ, опричь московских людей, берутъ. А с ково возмутъ, такъ
значикъ дадут, печатку. Такъ всякой человѣкъ с собою печатку
носит, а горачьники6-турки вездѣ по улицам ходят, досматривают
печатокъ. А у кого7 нѣтъ печатки, такъ горачь и возмуть; и с
патриарха, с митрополитовъ и со всѣхъ старцевъ8 беруть - и нѣт
никому9 спуску.
ОПИСАНИЕ ГРЕЧЕСКОГО10 УСТАВА
И ПОСТУПОКЪ ВНЕШНИХЪ И ДУХОВНЫХЪ,
И ΚΑΚΟ ОНИ С ТУРКАМИ В СОЕДИНЕНИИ ПРЕБЫВАЮТЪ,
л. 61. И КАКИХ ОНИ//ПОСТУПОК ТУРЕЦКИХЪ ДЕРЖАТСЯ
В праздникъ Благовѣщениева дни* игуменъ того монастыря,
где я стоялъ, звалъ меня в келью к себѣ обѣдать и нарочно мно-
гихъ звал грекъ для меня и для разговоровъ со мною: о москов-
скихъ вѣдомостяхъ и про государя спрашивали. И когда я при-
шелъ в келью, тогда игуменъ посадилъ меня подлѣ себя; и грѣки
всѣ сѣли, и старцы греческия, кои тутъ прилучилися. И стали на
стол ставить ествы; что не1 изготовлѣны были, рыбныя и нерыб-
ныя2, - всѣ вдругъ на стол поставили. И игуменъ сталъ "Отче
нашъ"* говорить сидя, и грѣки всѣ сидять. А я всталъ да гляжу:
то еще первоначалная ихъ3 игрушка! А игуменъ меня сажаетъ:
"У нас-де не встаютъ". А когда мы стали есть4, такъ5 греки, не
какъ русаки, 6помногу за щоку мѣчутъ7, и, кто что захочетъ, тотъ
л. 61 об. то и есть. // А я гляжу, такъ игуменъ пред меня подкладывает
хлѣбъ и рыбу; такъ и я сталъ есть - нечто вѣть дѣлать.
И помалѣ игуменъ началъ1 у меня чрезъ талмача2 спрашивать:
"Ест ли де3 на Москвѣ етакая рыба?" Да подложит кусъ да другой.
А я сидя (да толко что нелзя смеятся-то) да думаю: "Куда, молъ,