XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
458
Л.А. Ольшевская, С.Η. Травников
исторической памяти, становится необычайно емким и художественно
выразительным.
Созданные Лукьяновым "пейзажи святых мест" являют "запечатленное,
остановившееся время"79. Объект природы превращается в
материализованную память о том или ином событии Священной истории. Таково, например,
древо маслично, окладено каменемъ, съ храмину будетъ, интересное тем,
что под ним Исайю Пророка жиды пилою претерли древянною (л. 59-59 об.).
Время не властно над этим деревом - оно зелено и доныне, символизируя
вечную память о пророке, который принял мученическую смерть за
обличение в нечестии правителя. Почитаемого христианами пророка часто
называют "ветхозаветным евангелистом", ибо он предсказал рождение Спасителя
от Девы и его страдания во имя искупления грехов человечества. Пейзажная
зарисовка организует "вхождение" читателя в мир библейской истории:
рассказ о "древе масличном" служит обрамлением для открытой паломником
страницы Священного Писания. Словесный пейзаж выполнен в традициях
древнерусских иконных горок; зарисовка содержит указания на особенности
ландшафта {полугора), размеры (с храмину) и цвет {зелено) природного
объекта. "Вечностное" состояние подчеркнуто отсутствием на картине людей,
привносящих в изображение сакрального пространства момент временного
и суетного.
"Безлюдность" пейзажей в "Хождении" Лукьянова может иметь
публицистическую направленность. Рассказывая об украинских землях, паломник
сетует на то, что они запустели в результате войн и набегов крымских татар.
Некогда райские места превращены в пустыню, где нет ни человека,
ни звЪря, ни птицы. Богом данная красота не приращается созидательным
трудом человека на земле, а разрушается в ходе войны, символами которой
являются огонь и меч, несущие смерть всему живому.
Иоанн Лукьянов, тонкий знаток и ценитель природы, выступает как
мастер пейзажной живописи. Он умеет в предельно лаконичной форме
образно и точно передать характерные признаки местности, особенности
ландшафта, климатические условия, своеобразие флоры и фауны той земли, по
которой пролегает маршрут паломника. Московского священника с
Арбата, привыкшего к городской сутолоке, удивляет безмолвное величие
девственной, нерукотворной природы, от которой нельзя ждать ни помощи, ни
участия. Это степь голая, когда за пять дней пути паломники ни наЪхали на
прутинку, чЪмъ лошадь погнать. Это горы высокие, холмъ холма выше,
которым, как посмотришъ, конца нЪтъ (л. 12). Это коварная морская
стихия, где волны стонут, пенятся, поднимаются выше корабля, угрожая людям
гибелью.
79 Ужанков А.Н. Эволюция пейзажа в русской литературе XI - первой трети XVIII вв. //
Древнерусская литература: Изображение природы и человека. М., 1995. С. 26.