XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Житие и хождение Иоанна Лукьянова
457
всей палестинѣ другова такова и радостнова мѣста нѣтъ, что Елеонская
гора! (л. 58).
В сравнениях красоты "горней" и "дольней" присутствовало несколько
обязательных моментов: земная природа априори прекрасна, ибо это -
творение Бога; она одухотворена и облагорожена присутствием человека;
островками чистой духовности в земном мире выступали культовые
сооружения и религиозные достопримечательности, без которых трудно
представить средневековый пейзаж. Древний Киев и его окрестности
воспринимаются Иоанном Лукьяновым как райские места, потому что здесь много
монастырей и пустынь, садов и виноградов - есть гдъ погулятъі Ощущение
райского блаженства охватывало паломников при посещении наиболее
чтимых христианских святынь: Воскресенского собора Иерусалима, где
находятся Голгофа и Гроб Господень; Вифлеема, места рождения Иисуса
Христа; Елеонской горы, с которой связаны многие события евангельской
истории, и т.п.
Взгляд писателя петровского времени на окружающий его природный
мир радостен и светел, он получает эстетическое удовольствие от
созерцания полей красных, гор узорочных, садов многоцветных, градов веселых.
Первыми самоценными объектами наблюдения и поэтизации стали для
автора "Хождения" цветы и птицы, так как с ними было связано его
представление о рае. Даже урбанистический пейзаж Константинополя у Лукьянова
озвучен курлуканъем горлиц, расцвечен яркими красками пионов со
товарищи, освещен, словно небо звездами, яркими огнями минаретов (л. 23, 24 об.).
При этом в разряд прекрасного, эстетически выразительного попадает,
согласно средневековым представлениям, греховное, иноверное. В связи с
процессом обмирщения литературы образ рая возникает при описании
Лукьяновым светских объектов, например, константинопольских переулков и
улочек, где строение узорочно, а дома утопают в зелени дерев плодовитых и
винограда. Посмотришь -райское селениеі (л. 22 об.) - восклицает русский
паломник.
Образ золота как символа богатства и красоты широко использовался
русскими писателями-путешественниками, особенно в описании городов и
стран, связанных с событиями христианской истории. В литературе
петровского времени понятие "золотая земля" (в значении "земля обетованная")
стало соотноситься не только с землей Палестины, но и с родными для
паломника местами. Развитие чувства национального самосознания привело к
тому, что в произведении Иоанна Лукьянова золотое дно, златое царство,
златая земля - это и Египет, земной рай, и Константинополь, бывший оплот
православия, и Украина, откуда есть пошла Русская земля, и Калуга, его
отечество драгое. Образ златой земли, синтезируя представления автора о
материальном благосостоянии и природном богатстве, духовной культуре и