XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Житие и хождение Иоанна Лукьянова
455
рожи их стали что пьяныя, угреваты, другъ друга не опознаешь (л. 36).
Комизм сцены усиливается из-за несоответствия высокой цели
паломничества и ее практического осуществления: приехали поклониться святым
местам, а оказались объедены комарами.
Комическое в произведении Иоанна Лукьянова - строго продуманная
система, яркая примета авторского стиля. Широко и разнопланово используя
"смеховое начало" в рассказе о своем пути в Святую землю, писатель
выступает как новатор, способствующий трансформации средневекового жанра
паломнического хождения в жанр путешествия нового времени73.
* * *
Путевые записки Иоанна Лукьянова - прекрасный образец словесной
пейзажной живописи. В изображении природы автор произведения, с одной
стороны, ориентировался на поэтику пейзажных описаний апокрифов,
житий и хождений Древней Руси, с другой стороны, как наблюдательный и
талантливый человек, прокладывал новые пути в развитии литературного
пейзажа от символического к реальному.
Эстетика средневековой литературы предусматривала соотнесенность
"горнего" и "дольнего" миров, поэтому в произведениях древнерусских
паломников часто встречается сравнение природы Руси, Европы, Ближнего
Востока с Эдемом74. Естественно, что Иоанн Лукьянов использовал образ
рая, давая эстетическую оценку объектам живой и неживой природы
реального мира. В представлении русского паломника Нил - река, что изъ
рая течетъ. Традиция помещать земной рай в верховьях Нила, идущая из
библейских сказаний и апокрифов раннего средневековья, дожила до
начала XVIII в. Современнику Иоанна Лукьянова, Ипполиту Вишенскому
принадлежит наиболее колоритный рассказ о пути к земле обетованной.
Туда ведет река - "червоная, овогда жолта, барзо сладка, и риба в ней
сладка". На вопрос паломника, "откуду взялася сия рѣка", "старинные
арапы" отвечали:
Можна у гору пойти сеею водою дней двадцать, и тамъ есть городъ на
скалѣ високо, беретъ мыто, а за тимъ городомъ день ходу еще, то уже
тамъ горы високие, каменние екали, тамъ звѣрей лютихъ множество,
по скалахъ змиеве, гади страшние, бываютъ четвероногие гади головъ
по три и по пять и болше, если бы могли человѣка где достати, а знай-
73 См. подробнее: Травников С.Н. Комическое и средства его выражения в "Путешествии"
Иоанна Лукьянова // Идейно-эстетическая функция изобразительных средств в русской
литературе XIX века. М., 1985. С. 14-28.
74 См. подробнее: Травников С.Н. Писатели петровского времени... С. 17-45.