XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Житие и хождение Иоанна Лукьянова
453
вых записок Лукьянова говорить еще нельзя, однако в его произведении
отдельные элементы пародии начинают складываться в систему, влияют на
выработку особого стиля.
Для поэтики комического в "Хождении" Иоанна Лукьянова характерна
многоплановость иронии. Во-первых, это художественный принцип,
которого придерживался писатель, изображая восточную церковь. Путевые
записки сатирико-иронической направленности не имели аналогов в
древнерусской паломнической литературе. Из предшественников Иоанна
Лукьянова можно назвать, пожалуй, лишь Ивана Грозного и протопопа
Аввакума, в произведениях которых ирония была не просто тропом, а имела
глубокий философский смысл, определяла поведенческий и литературный
стиль писателей.
Ирония у Лукьянова может иметь различные
экспрессивно-эмоциональные оттенки, выражать разные чувства автора-героя: досаду, злость,
ненависть, горечь, презрительное равнодушие и др. Сталкиваясь на протяжении
двух лет путешествия с людьми разных национальностей и вероисповедания,
социального положения и психологического склада, писатель, естественно,
выработал разный подход к ним, что сказалось на характере иронии в
произведении.
Ирония-намек используется Лукьяновым в ситуации, когда герои
хорошо знают друг друга, обстоятельства жизни и привычки каждого, когда им
известно "закодированное", другим не понятное слово, имеющее оттенок
беззлобной иронии, подшучивания, легкой насмешки. Из текста
"Хождения" ясно, что основным объектом иронии Лукьянова был спутник по
имени Лука, который отличался нерешительностью и робостью. Иронично,
снисходительно-сочувственно звучит определение миленький по
отношению к Луке, проявившему малодушие в критической ситуации: турок,
отбирая у паломников лошадей, замахнулся на него ножом, а он, миленький,
и побежал.
Другой тип иронии в "Хождении" Лукьянова - ирония-розыгрыш,
основанная на неведении того, что хорошо известно окружающим, объекту
сатирического изображения, в результате чего он попадает впросак. В
Константинополе Иоанн Лукьянов побывал в зверинце, осмотрел диковинки
животного мира Востока и уличил сторожа в обмане: тот выдавал
мертвого льва за живого. На следующий день его спутники Лука и Григорий,
посетив зверинец, похвалились, что тоже видели льва. Лукьянов
поинтересовался:
"Что жъ, молъ, скакалъ ли передъ вами?" - "Нѣтъ де, спитъ". -
"Колька, малъ, онъ недѣль спитъ?" Такъ они задумались: "Что, братъ, полна,
не мертвой ли онъ?" Мы стали смѣятся, такъ имъ стыдно стало: "Обма-
нулъ-де сабака турокъ!" (л. 21).