XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
452 Л.А. Ольшевская, С.Η. Травников
греческой и волошской церквах, от которого на русского паломника мрак низ-
тел. Паломник с удивлением, которое граничит с едкой иронией, отмечает:
[греки в церкви] шапокъ ни снимаютъ... молятся не на иконы, но на
стѣны, другъ ко другу... А крестятся странно: руку на чело взмохнетъ,
а до чела далѣ не донесетъ да и опуститъ къ земли... А духовной чинъ
у грекъ хуже простова народу крестятся... рукою мохаетъ, а самъ то на
ту сторану, то на другую озирается, что коза (л. 28 об.).
Ярче всего черты пародии обнаруживаются в описании избрания
вселенского патриарха. В изображении Иоанна Лукьянова это важнейшее для
православных христиан событие превращается в простую торговую сделку:
А греческимъ патриархомъ ставки не бываетъ, какъ святая соборная
церковь прияла; и ставитъ ихъ турецкой салтанъ: они у турка
накупаются на патриаршество дачею великою. А когда въ Царѣградѣ патриархъ
умретъ, тогда паша цареградской ризницу патриаршу къ себѣ возметъ и
отпишитъ къ салтану во Адрианополь, что патриархъ греческой умеръ.
Тогда греческия власти многия поѣдутъ во Адринополь и тамо с салта-
номъ уговариваются и торгъ ставятъ о патриаршествѣ. И кто болши
дастъ, тово салтанъ турецкой и въ патриархи поставитъ и дастъ ему пи-
смо къ паши. А паша возметъ съ него подарку тысячи три золотыхъ и
дастъ ему ризницу и патриаршеску одежду... и тако онъ съ великою
помпою и пыхою ѣдетъ до двора патриарша (л. 31-31 об.).
Описание празднества, которым завершается поставление нового
патриарха, в произведении Иоанна Лукьянова выполнено в традициях сатиры
Аввакума - неистового обличителя восточного духовенства: "Мудры бляди-
ны дети греки, да с варваром турским с одного блюда патриархи кушают
рафленые курки, а русачки же миленькия не так. В огонь полезет, а благо-
верия не предаст72.
Истинно высокое, сопряженное с сакральным, в "Хождении" резко
снижается, обретает уродливые формы. Создается ситуация двоемирия, когда
миру, исполненному святости и чистоты (мир Древней Руси) противостоит
антимир, где церковные каноны вывернуты наизнанку (страны
христианского Востока). В антимире господствуют вымогательство и взяточничество,
пьянство и разврат, попираются основные догматы православия, поэтому
писатель-путешественник сравнивает этот мир с бесовским. Христианский
Восток воспринимается им то как зверинец - символ антимира, в котором
обитают "лютые звери", то как земли, населенные существами
демонологического характера. И хотя о собственно пародийных очерках в составе путе-
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Иркутск, 1979.
С. 172.