XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Житие и хождение Иоанна Лукьянова
447
Писатели-старообрядцы, в том числе и Иоанн Лукьянов, хорошо
понимали социальное значение смеха, обличительное, "правящее нравы", поэтому
появление в их произведениях сатирических зарисовок не было случайным.
Складывалась парадоксальная ситуация: писатели защищали незыблемость
старой веры, используя новые литературные приемы. Для них смех - не
шутовство и праздная забава, а эффективное дидактическое средство,
благодаря которому можно было предостеречь читателя от неблаговидных
поступков, или осудить социальный порок, или на отрицательном примере научить
человека "следовать стезею добродетели".
Сатира XVII в., вставая на защиту прав "голого и небогатого человека",
обличала социальные пороки: несправедливость и взяточничество судей,
падение нравов в среде духовенства, жестокость и жадность "сильных
мира". Острие сатиры, идеологов старообрядческого движения было
направлено на официальную светскую и духовную власть. Комическое в "Хождении"
Лукьянова прежде всего служит критике порядков восточных
автокефальных церквей. Сатирически изображая обрядовую систему и жизнь
греческого духовенства, писатель одновременно направлял удар против русской
никонианской церкви, подвергшейся реформированию по греческим
образцам. Таким образом, в сатирических выпадах Лукьянова против восточных
духовных иерархов слышится скрытая полемика с русской православной
церковью.
В современной автору "Хождения" литературе наметилось два подхода к
сатире: в произведениях писателей школы Симеона Полоцкого,
ориентировавшихся на западную культуру, преобладала сатира на общечеловеческий,
имеющий вечный характер порок, в то время как демократическая сатира
носила злободневный, социально заостренный характер и была тесно
связана с традициями национальной смеховой культуры. Сатира Иоанна
Лукьянова развивалась в русле демократической народной сатиры и была
направлена на конкретных носителей порока - религиозных противников в лице
восточного духовенства и их русских подражателей.
Основным принципом сатирического повествования в литературе XVII в.
было сокрытие авторского начала. Как в сатирической сказке, писатель вел
рассказ таким образом, что его позиция в тексте прямо не выражалась,
авторские замечания напоминали ремарки в произведениях драматургии.
Писатель характеризовал совершенные героями действия (зарыдал, отыдо-
ша), организовывал диалогические сцены (с помощью слов рече, отвеща и
т.п.). Как правило, автор не вступал в прямой разговор с читателем, не
вмешивался в повествование и не давал оценки происходящему, оставаясь как
бы за рамками произведения. Его позиция была понятна из действий и слов
положительных персонажей, из защищаемого писателем идеала, с высоты
которого он осуждал порок. Другой принцип сатирического повествования в
"Хождении" Иоанна Лукьянова. Здесь автор и герой настолько близки, на-