XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
446
Л.А. Ольшевская, С.Η. Травников
* * *
В русской литературе XVII - начала XVIII в. происходит процесс
становления категории комического, что нашло преломление в художественном
мире путевых записок Иоанна Лукьянова. Его произведение - яркий образец
проникновения элементов комического в один из самых "консервативных"
жанров литературы. Средневековые паломнические хождения избегали
"смехового" начала в изображении человека и действительности, ибо задача
жанра - дать познавательное чтение с целью религиозно-нравственного
воспитания. В литературе Древней Руси на сатиру смотрели как на "злое глаго-
лание", "дьявольское писание", способное лишь сеять вражду и смуту среди
людей65.
К объективным причинам появления комического в "Хождении"
Иоанна Лукьянова, как и в русской литературе переходного периода вообще,
следует отнести столкновение старых средневековых традиций с новыми
просветительскими взглядами на мир и человека. Борьба старого и нового в
политике, быту, культуре велась посредством осмеяния отжившего, уходящего
в прошлое, не имеющего права на существование. Развитию комического
способствовала ситуация церковного раскола, ожесточенная полемика
старообрядцев и никониан, которая велась с помощью сатирического
обличения противника. Обращение к традициям народной смеховой культуры
стимулировала борьба внутри старообрядческой церкви, расколовшейся в
конце XVII - начале XVIII в. на ряд враждующих группировок, представители
которых активно использовали комическое во "внутрисемейных" спорах66.
Расцвет старообрядческой сатиры был связан с невозможностью вести
открытую религиозную полемику с никонианами, с политикой преследования
инакомыслящих официальной церковью.
К субъективным причинам развития комического в старообрядческой
литературе следует отнести личностные качества писателей - активных
религиозно-политических деятелей эпохи с ярко выраженным критическим
взглядом на мир, сатирическим складом ума, страстностью в отстаивании
своей точки зрения. Кроме того, на становление таланта
Лукьянова-сатирика оказало влияние творчество протопопа Аввакума и других "ревнителей
древлего благочестия", мастерски использовавших комическое в
литературно-публицистических дебатах67, а также традиции демократической сатиры
"бунташного" XVII столетия68.
65 См.: Прокофьев Н.И. О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской
литературы ХІ-ХѴІ веков // Литература Древней Руси. М., 1975. С. 21.
66 См.: Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М., 1995.
67 См.: Понырко Н.В. Сочинение старца Леонтия... С. 156-163.
68 См. подробнее: Адрианова-Перетц В.П. У истоков русской сатиры // Русская
демократическая сатира XVII века. М, 1977. С. 107-142 (сер. "Литературные памятники").