XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Житие и хождение Иоанна Лукьянова
445
паломник пытался проникнуть в сакральное время и предсказать будущее,
опираясь на пророчества древних мудрецов.
"Хождение" Иоанна Лукьянова как произведение
художественно-документальной прозы основано на реальных событиях. Естественно, что
история тех государств, где побывал русский путешественник, в той или
иной степени отразилась в произведении. Историческое время в путевых
записках связывает воедино события огромного географического
региона, позволяя осмыслить причины, закономерности и общую
направленность исторических процессов. "Хождение" раздвигает государственные
границы и соединяет разные региональные временные потоки.
Путешественник, попадая в русло реки по имени История человечества, тем самым
включается в исторический процесс, а его очерки становятся документом
эпохи.
В произведениях паломнической литературы существует два измерения
времени: земное, выражающееся в привычных единицах: часах, днях,
неделях, месяцах, годах - и вечное, на которое указывают даты и названия
религиозных праздников. Для путевых очерков Лукьянова характерна
соотнесенность земного и вечного. Из Калуги он отправляется в путь декабря въ
30 день... въ среду на первомъ часу дни на отдание Рождества Христова, в
Орел прибывает генваря въ 6 день, на праздникъ Богоявления Господня
(л. 2 об., 4). Для верующего человека соприкосновение с временем вечным
было возможно в момент молитвы или видения, общения с книгами
Священного Писания и посещения христианских святынь. Паломник, совершивший
хождение в Святую землю, почитался современниками, сделанное им
приравнивалось к подвигу во имя веры.
Категория времени в произведениях путевой литературы петровской
эпохи имела свое языковое выражение, требуя от писателей соблюдения
временной специфики глагольных форм64. Бытовое, сниженное, связанное с
современностью у Лукьянова, как правило, выражалось с помощью формы
прошедшего времени, а высокое, освященное идеалами христианства,
сопровождалось введением форм аориста. Не случайно в описании иерусалимских
достопримечательностей так много архаических глагольных форм, в
отличие от рассказа о дорожных приключениях паломника.
Автор "Хождения в Святую землю" предстает как человек, обостренно
воспринимающий движущийся мир и пытающийся осознать свое место в
нем, соотносящий современное с прошлым и будущим России в контексте
общего для всех стран мира исторического времени.
См.: Матхаузерова С. Функция времени в древнерусских жанрах // ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27.
С. 227-235.