XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
46
Тексты
турокъ бранять и их не боятся. А на всякой лопате человекъ по 5,
по 6 прикованы; где сидит, тут и спит, тут и праход4 пущаеть. Уже
на свѣте такие5 нужды болше нелзя быть! Терпят миленкия, а
л. 57 об. вѣры христианския6 7в поругание8 не предают. Дай им Богъ // за
сие страдание царство небесное! А когда поидешъ дал ой1 с
каторги, такъ все провожаютъ да бьют челомъ, чтобъ опять пришли -
рады2 миленкия.
У турка болшихъ голенъ3 с тритцать4 будетъ, хороши голены
очень. А пушекъ на голѣну по 120 и по5 130, 6по полтораста7 на
болшихъ. Каторгъ у турка съ 30 же8. А голены у турка и каторги
всегда на Бѣлом морѣ таскаются: имѣетъ турокъ з Бѣлого моря
опасение9. А зимовать приходять в Царьградъ; в Георгиевъ день*
на морѣ поидутъ, а в Дмитриевъ день* в Царьград придутъ.
Пристани корабѣлныя10 в Цареградѣ зѣло хороши. Всякия
товары: хлѣбъ, вино, дрова11, всячина - в Царьград12 все караблями
приходят.
В Цареградѣ лѣтнея13 нощъ - восемъ часовъ, а день - 16
часов. У турокъ14 болшой праздникъ бываетъ послѣ Георгиева
дни*. Месяцъ весь постятся: какъ увидят месяцъ15 молодой16, такъ
л. 58. у нихъ // и постъ настанетъ. А месяц пройдет да когда молодой1
увидятъ, тогда2 у нихъ праздникъ 3 дни бываетъ. А на голенахъ и
каторгахъ все стрелба бываетъ, и в трубы играютъ, и в рядахъ не
сидятъ. А постъ у них такой3: какъ солнце взайдетъ, такъ они
станут постится; а солнце зайдетъ, такъ они станутъ есть. Во всю
нощъ едятъ и блудятъ - такой-та4 у нихъ постъ! А когда у нихъ
дьяволской5 постъ тотъ живетъ, такъ часъ ночи зажгутъ кандила
во всехъ мечетахъ на столпахъ. На всяком столпу пояса в три6 и
въ 4 кандилъ навѣшаютъ с масломъ, такъ они до полуночи го-
рять; кажется, во всяком мечетѣ кандил 50 будетъ. Да такъ-та7 во
весь месяцъ по начамъ8 творять. Да и лстиво, когда ночью
случится выйдешъ9 на двор. Посмотришъ по Царюграду - такъ тѣ огни
вѣзде, инъ будъто10 Царьград драгимъ камениемъ11 унизанъ
л. 58 об. или // что какъ небо звездами украшено. Лстиво1 у собакъ ето
дѣло! Турецкия жены, завязавъ ротъ, ходятъ неблазненно, и гре-
ческия, и жидовския также, завязавъ ротъ, ходятъ, толко глаза
одне не закрыты.
В Цареграде приволно по морю гулять: нанял коикъ да и
поѣхал, куда хочешъ. А извос2 дешевъ; а извощики - турки да не-
волныя3 руския. А лотки у них дорогия: по 100, и по 80, и по 60 та-
релей4 - зѣло изрядны5. В Цареградѣ, когда паша* приидѣтъ6 к го-
лену, такъ знакъ даютъ: выстрелят з голены со всякой по заряду
пушечному7; час поидетъ долов, такожде выстрелят. А на турец-