XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Житие и хождение Иоанна Лукьянова
441
жет достигаться не только путем прямых указаний на количество
пройденных верст и затраченное на это время, но и эпическим способом - через
повествование о событиях, в которых герои принимают участие. Смена
путевых впечатлений, описание достопримечательностей, рассказ о дорожных
происшествиях и встречах - все это создает эффект долготы и
протяженности действия. Таким образом, в произведениях путевой литературы
существуют две ведущие системы фиксации времени: во-первых, прямые
авторские указания хронологического порядка; во-вторых, опосредованное
представление о временной длительности и последовательности событий. Обе
системы, как правило, выступают в едином комплексе, что создает
устойчивую хронотопическую структуру произведения. Для путевой литературы
обязательны фиксация начала и конца путешествия, строгий порядок в
изложении событий, в точности соответствующий хронологии и маршруту
реально совершенного хождения, отсутствие временной обратимости,
непоследовательности.
Путевые записки Иоанна Лукьянова состоят из трех больших
хронологических отрезков: время движения к Святой земле, время пребывания в
Иерусалиме и его окрестностях, время обратной дороги на родину. Каждый из
названных временных отрезков имеет свою динамику. Течение времени
ускоряется от первого ко второму и от второго к третьему фрагменту
"Хождения", что, с одной стороны, связано со стремлением человека быстрее
достичь цели, с другой стороны - с притуплением чувства новизны
впечатлений, вследствие чего паломник перестает фиксировать мелкие или уже
описанные ранее подробности путешествия, а это ведет к временным
стяжениям и ускорению темпа повествования. Описание пребывания в Иерусалиме
лишено календарных дат, время как бы замедляет свой бег, застывает и
переходит в категорию вечного там, где речь идет о памятниках библейской
истории и христианской культуры.
"Хождение" Лукьянова - это литературно оформленный дневник,
поэтому в произведении существуют две временные структуры. Автор
рассказывает о событиях, участником или свидетелем которых он был, поэтому
время описаний в путевом дневнике максимально приближено ко времени
реальных событий путешествия. С другой стороны, записи литературно
обрабатывались писателем после возвращения на Русь, что создавало временную
перспективу: он, осмысливая события прошлого, мог объективно оценить
значение увиденного и сделанного. Хотя между временем действия,
дневниковой записи и временем окончательной обработки текста существовал
небольшой разрыв, можно с полным основанием говорить о наличии в
произведении разных точек отсчета времени: автора, совершившего путешествие
в Иерусалим, и героя - человека, находящегося в пути и не знакомого с
результатами поездки. Время, в котором живут и действуют герои
"Хождения", воспринимается читателем как прошедшее, хотя для них это настоящее.