XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
440
Л.А. Ольшевская, С.Η. Травников
ломников на пути к Иерусалиму представляет для Лукьянова интерес
прежде всего своим многонациональным составом; при описании города автор
"Хождения" обязательно укажет на особенности его местоположения,
характер укреплений, наличие церквей и монастырей, состав жителей, состояние
торговли.
В изображении культовых зданий обращается внимание как на их
внешний архитектурный облик, так и на внутреннее убранство. Описание
внешних форм храма или монастыря лаконично, направлено на выделение лишь
наиболее важных архитектурных особенностей. Лавра Саввы Освященного
поразила Лукьянова тем, что кельи монахов высечены в горе и
расположены ярусами. Писатели-путешественники часто признавались в своем
бессилии найти адекватное словесное выражение увиденному, что объяснялось не
столько низким уровнем развития литературы и бесталанностью автора,
сколько средневековым представлением о божественном происхождении
произведений искусства, красота которых не поддается определению с
помощью обычных слов. Не случайно Иоанн Лукьянов не привел подробного
описания константинопольской Софии, а дал оценку красоте и
монументальности сооружения через эмоциональное восприятие паломника - умъ че-
ловЪчъ премЪнился, такое диво видЪвше. В такой же лаконичной манере
выполнено описание внутреннего убранства церкви, где все ограблено,
стЪнное писмо скребено, толко ѳъ ней скляничныя кандила турки
повысили многое множество, для того что они ее въ мечеть претворили
(л. 20-20 об.). Основное внимание при изображении интерьера храма
паломник обращает на религиозные раритеты, хранящиеся здесь. С одной
стороны, этого требовал жанровый канон паломнического хождения,
ориентированный на правдивость и точность рассказа, с другой стороны, подобные
перечни - следствие барочной тенденции к коллекционированию всего
необычного, сенсационного.
Категория пространства в путевой литературе неразрывно связана с
категорией времени. Время является показателем активности личности. Им
измеряется протяженность жизни человека, его способность в отпущенный
срок реализовать себя в делах, основанных на принципе любви к ближнему
и полезных обществу. Понятно, почему основное место в эстетической
системе литературы барокко занял бог Хронос, а эмблемой стала Смерть с
косой и часами - излюбленный образ писателей и живописцев петровской
эпохи. Коллизия "человек и время" обрела особую популярность в путевой
литературе рубежа ХѴІІ-ХѴШ столетий. Писатели-путешественники, в том
числе и Лукьянов, воспринимали земное время с прагматических позиций,
полагая, что оно, сконцентрированное в добрых делах и помышлениях,
может стать залогом вечной жизни.
Основу жанра "хождения" составляет движение путешественника в
пространстве и времени. Иллюзия пространственно-временного движения мо-