XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Житие и хождение Иоанна Лукьянова
439
и литургических цитат, связанных с местами поклонения. Особенность этих
богослужений заключается в том, что они отправляются на тех же местах,
что и события, которым они были посвящены. Иначе говоря, Иерусалим и
его окрестности рассматривались как один большой храм со множеством
алтарей, у которых поочередно совершалось богослужение и каждое такое
место имело свое особое литургическое значение"63.
В изображении пространства Лукьянов использует традиционный для
жанра путешествий прием последовательности, когда осмотренное и
описанное место становится ориентиром, от которого путники движутся к
неизвестному, а изучив его, к следующему объекту поклонения. Для связи
отдельных компонентов повествования автор "Хождения", как правило,
использует устойчивые обороты типа: и от того места поидохом; последи
приводят и т.п. Рассказывая о святых местах в окрестностях Иерусалима,
Лукьянов выстраивает длинную цепь описаний, каждое из которых связано
с предыдущим и последующим звеном логикой пространственных
перемещений паломников:
И тутъ на пути на левой сторонѣ минухомъ монастырь Святаго пророка
Илии, гдѣ попалилъ огнемъ пятдесятницу... Да тутъ же на другой странѣ
дороги на правой рукѣ, какъ въ Вифлѣемъ идешъ, противъ монастыря
лежитъ камень великой, а на немъ спалъ Илиа Пророкъ... А надъ тѣмъ
каменемъ стоитъ древо масличное... И мало отидохомъ, якобы съ
версту, тутъ стоитъ гробъ Рахилин, матере Иосифа Прекраснаго. Когда она
на пути умерла, тутъ погребена бысть (л. 46).
Познание окружающего мира ведется паломником не с охвата его в
целом (от общего к частному), а с рассмотрения отдельных сторон с целью
создания общей картины (от частного к общему). Панорамность зрения,
умение охватить пространство как бы с высоты птичьего полета - черта,
больше присущая древнерусскому летописцу, чем автору путевых записок.
Взгляд паломника обращен с земли на небо, а не с неба на землю.
Лукьянов видит, как вершины гор поддерживают облака, как стирается граница
между небом и водами Нила, а ночные огни на минаретах Стамбула
кажутся ему звездами. Точкой отсчета в описании может являться как предмет
материального мира (городские ворота, гора, река), так и
достопримечательность легендарно-исторического характера (дом Каиафы, башня
Давида и др.).
Для творческой манеры писателя характерен панорамно-избирательный
способ изображения пространства, когда из ряда объектов выделяются
наиболее крупные и значимые, а второстепенные опускаются. Так, караван па-
Архипов А. О происхождении древнерусских хождений // Учен. зап. Тартус. ун-та: Труды
по знаковым системам. Тарту, 1982. 15. Вып. 576. С. 105.