XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
438
Л.А. Ольшевская, С.Η. Травников
Лукьянов сообщает, что одни церковные ворота сами замуравилисъ, когда
город был взят турками.
Особую роль в организации пространства в произведении Лукьянова
выполняют границы. Перемещения паломника становятся значимыми и
обязательно фиксируются, если они связаны с пересечением границ (государств,
городов, суши и моря). Границы пространств обычно проницаемы, за
исключением сакрального мира. Переход границы для русского путешественника
сопряжен либо с выплатой определенной суммы денег, либо с
предъявлением документа на право беспрепятственного проезда. Деньги открывают
даже закрытые для осмотра достопримечательности: в Константинополе,
подкупив турка-охранника, Лукьянову удалось проникнуть в мечеть Айя-София,
бывший Софийский собор, куда христиан не пускали. С улыбкой сочувствия
писатель рассказывает о запорожском казаке Петрушке, отправившемся в
Иерусалим налегке, без толстого кошелька:
Голъ бѣдной; и была у него полтина-та, да онъ больна свята сталъ жить:
все, идучи, раздалъ. Ему чела: на Дунай стоитъ Иерусалимъ-атъ; а когда
еще и дошедъ до Дуная-та, такъ подумавъ да и назадъ поворотилъ
(л. 11 об.).
Мотив дороги в путевых записках является одним из организующих
жанровую структуру начал. Все, что попадало в поле зрения путешественника,
принадлежало дороге: встречи, раздумья, дорожные впечатления и
происшествия, исторические и природные достопримечательности. Путешествие как
жанр рождается дорогой и поэтизирует ее. "Включая в себя все виды
пространства, - писал Ю.М. Лотман, - "дорога" не принадлежит ни одному из
них - она проходит через них"62. Дорога и путник в жанре путешествия
составляют единое динамическое целое, ибо путник немыслим без дороги,
а дорога без путника.
Находясь в открытом пространстве, путешественник при ориентировке
на местности пользуется указаниями на стороны света. Передвижения
паломника внутри городов шло по установившимся, выработанным веками
маршрутам, причем при ориентировке обычно использовалась
традиционная схема "лево-право".
Сопровождавшие паломников "торжеманы", "вожи добрые", знакомили
с местными достопримечательностями, подсказывали, как вести себя при
совершении того или иного обряда. "Посещение святых мест, - пишет
А.Архипов, - сопровождалось специально предусмотренным богослужением, что,
кстати, отражается во всей паломнической литературе в обилии библейских
62 Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Учен. зап. Тартус.
ун-та: Труды по русской и славянской филологии. Тарту, 1968. 2. Вып. 209. С. 47.