XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Житие и хождение Иоанна Лукьянова
437
Пространство в путевых записках Иоанна Лукьянова в зависимости от
способа его художественного обобщения может быть
реально-историческим, легендарным и легендарно-историческим. Реально-историческое
пространство всегда соотнесено с географической картой, имеет точно
очерченные границы, топографически привязано к местности даже в повествовании
о неизвестных землях. Автор "Хождения" описывает реально
существующие страны и населяющие их народы, природные и исторические
достопримечательности, опираясь на собственный опыт (видел очима своима
грешными) или давая ссылку на источник информации, рассказы самовидцев.
Реальное пространство всегда соотнесено со временем путешествия. Вместе
с паломником читатель открывает для себя экзотический мир Египта,
природное изобилие которого рождает представление о "земном рае":
Удивительная земля Египетская! Какъ посмотришъ по берегу-та: вездѣ
арбузы горами лежатъ, дыни; по Нилу зѣло садовъ много и финиковъ,
овощъ всякой въ Египтѣ дважды въ годъ поспѣваетъ... а лимоны - что
мѣсяцъ, то плодъ (л. 36-36 об.).
В отличие от реально-исторического пространства, легендарное не
имеет четких границ, от реального его отделяет либо значительное расстояние,
либо большой временной барьер, либо трудный и опасный путь. Это
пространство населено легендарными героями и неведомыми существами,
привычный пейзаж имеет деформированный вид, усложняющий движение.
Пространство легенды, основанное на вымысле, может быть организовано
по законам внешнего правдоподобия. В некоторых случаях объекты
легендарного пространства могут находиться рядом с реальным, но
проникновение земного, преходящего в его пределы запрещено, а попытка познать
сакральное карается высшими силами.
Легендарное пространство в "Хождении" представлено в описании
святых мест Востока, где действовали герои христианской истории. Как и
другие паломники средневековья, Иоанн Лукьянов признает неизменность и
вечность легендарного мира, неоднократно упоминает о нетленности
предметов, контактировавших с библейскими героями и обладающих
чудодейственной силой: камня, на котором сидел, отдыхая, Христос; лаврового дерева,
где святая Анна видело птичье гнездо - и то древо стоить зелено и до сего
дни, и съ плодомъ, и мы плодъ видЪли (л. 56 об.). В этих и других объектах
паломничества материализовались историческая память людей, их
поэтическое видение мира.
Для художественного мира "Хождения" Лукьянова показательна
сомкнутость реального и легендарного пространств. Часто рассказ о
реально-историческом имеет у писателя легендарный подтекст, известный факт истории
обрастает фантастическими подробностями, исторические деятели
изображаются в вымышленной ситуации. Описывая константинопольскую Софию,