XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Житие и хождение Иоанна Лукьянова
435
В конце XVII - начале XVIII в., в связи с обострением противоречий
внутри русской церкви, ее борьбой против экспансии католичества в
западных областях и мусульманства на юге, а также противостоянием язычеству
на севере и востоке страны, понятие еретическое пространство изменяется.
Еретиками признаются не только католики и протестанты, но и
представители других православных церквей: грузины, армяне, сирийцы, румыны,
греки. Иоанн Лукьянов рассматривает все без исключения земли как
греховные, включая в этот состав и никонианскую Россию. Автор "Хождения"
разделяет мысль протопопа Аввакума о греховности земель, народы которых
отошли от канонов православия: "Палестина и серби, и албансы, и волохи, и
римляне, и ляхи" - "все трема персты крестьтся". Не избежала этого и
"матушка Русь", последний оплот православия, так как "выпросил у Бога
светлую Россию сатона"60. Единственное место на земле, где обитают
праведники, - это старообрядческие общины, ушедшие в труднодоступные районы
страны, обосновавшиеся "в лесах" и "на горах".
Для древнерусских путешественников главная примета пространства -
его протяженность, которую можно передать путем перечисления
топонимов, как это делал, например, паломник XV в. Варсонофий, создавая
пространственный образ Средиземноморья:
И от Византия идох ко Халиполи. И оттоле идох ко Криту, и от Крита
ид ох к Родосу, и от Родоса идох ко Криту... И оттоле идохь во Дамияты,
в землю Сирийскую61.
В данном случае пространство построено по точечному принципу:
упоминаются отдельные географические названия, образующие цепочку
посещенных паломником мест, между которыми нет иной связи, кроме рассказа
о перемещении путника, выраженного глаголом движения "идох".
Для Иоанна Лукьянова, как и для других путешественников петровского
времени, пространство - это сложная динамическая система, обладающая
такими свойствами, как протяженность, прерывность или непрерывность,
закрытость или открытость. На смену точечному принципу изображения
пространства приходит линейный, перечни сменяются описаниями - путевые
записки превращаются в последовательный и подробный рассказ о
событиях, которые произошли во время следования паломников из одного пункта в
другой. Описание пути от Тулчи до Галац у Лукьянова вмещает и рассказ об
опасном ночном путешествии на лодке, когда паломники, не взяв с собой
ружья, зЪло страху набралися от татаръ, так как то мЪсто воровато, и
воспоминание о ночлеге на монастырском подворье и вкусном обеде из бе-
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. М, 1960. С. 101.
Книга хожений: Записки русских путешественников ХІ-ХѴ вв. / Под ред. Н.И.
Прокофьева. М., 1984. С. 162.