XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Житие и хождение Иоанна Лукьянова
433
у котораго затылочная кость полторы сажени. Видел рыбу морскую,
и с крыльями, может везде летать56.
В иной манере выполнено описание константинопольского зверинца в
"Хождении" Лукьянова:
[служитель] зажегъ свѣщю салную да и повелъ насъ въ полату: темно
силно, ажио тутъ волки, лисицы насажены; мяса имъ набросано; дурно
силно воняетъ - немного не зблевали. А лисицы некорысны, не какъ
наши; а волчонки малые лаютъ, на насъ глядя. Потомъ показалъ намъ
главу единорогову и главу слоновую: будетъ съ ушатъ болшой, хобатъ ево,
что чрезъ зубы виситъ, съ великия ношвы, въ человѣка вышины. Тутъ
же и коркодилову кожу видѣли (л. 21).
Писатель-паломник нарушает этикет, вводя в описание слова и
выражения сниженной стилистической окраски {дурно силно воняет: зблевали);
сравнения иноземного с русским носят бытовой характер, не точны, а
приблизительны (хобатъ ево... съ великия ношвы, въ человека вышины).
Не случайно описание султанского зверинца следует за рассказом
Лукьянова о константинопольской Софии, бывшем оплоте православия. Лев,
главная достопримечательность зверинца, оказывается мертвым (саломаю
набить, что живой лежитъ) и выступает как символ угасшего величия
восточной церкви, утраченной греческим духовенством святости.
* * *
Литература барокко тяготела к изображению экстремальных ситуаций,
когда герой находился на грани между жизнью и смертью или в ситуации
нравственного выбора, определявшего его судьбу. Прежде всего это
характерно для "гисторий" и "путешествий" петровского времени. В путевой
литературе амбивалентность сюжетов, необычность трактовки традиционных
мотивов, драматическая напряженность в развитии действия во многом
являлись следствием реальных обстоятельств долгого и опасного пути
паломника. Иоанн Лукьянов поэтизирует преодоление трудностей пути,
сопротивления пространства, что "освящает" его хождение в Святую землю.
В представлении писателя-паломника пространство выступало как
система горизонтально-вертикальных построений. Средневековый дуализм в
восприятии мира ("земное" - "сакральное") подчеркивала оппозиция
"тело" - "душа". Расчлененным оказывался не только окружающий мир, но
и человеческая сущность. Для того, чтобы человек мог перейти из "дольнего"
Журнал путешествия по Германии, Голландии и Италии в 1697-1699 гг., веденный
состоявшим при Великом посольстве русским, к владетелям разных стран Европы // Русская
старина. 1879. Т. 25. Вып. 5. С. ПО.