XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
430
Л.А. Ольшевская, С.Η. Травников
Лукьянова не только красотой древних храмов, но и особенностями
градостроения, в частности существованием системы городских туалетов:
Вездѣ у нихъ отходы по улицамъ и у мечетовъ: изпразнивши, да умывъ
руки, да и пошелъ. Зѣло у нихъ этѣмъ доволно! У нихъ нѣтъ такова
обычая, чтобъ просто заворотясь къ стѣнѣ да мочится. Зѣло у нихъ
зазорно! У них ета нужда не изойметъ: гдѣ не поворотился - вездѣ отходы.
У насъ на Москвѣ, скаредное дѣло, наищешся, гдѣ изпразнится. Да не
осуди, пожалуй, баба и при мужикахъ такъ и прудитъ. Да гдѣ денишся,
не подъ землю! (л. 22 об.).
Высоко развитое эстетическое начало заставляет Лукьянова на время
забыть о религиозно-политических разногласиях между Россией и Турцией.
Московский священник любуется необычным архитектурным обликом
мусульманских мечетей, красоту которых неможно описать, потому что та-
кихъ дивъ по вселЪннЪй не сыщешь:
По Царюграду когда пойдешъ гулять - ненасытной градъ, чтобы при-
сматрился: тутъ хорошо, а инде и лутши. Паче же у нихъ у мечетовъ
забудется: все на нихъ смотрѣлъ бы да окола ихъ гулялъ (л. 23).
Русский паломник с одобрением отмечает, что воровства въ ЦарЪград-ѣ
и мошенничества отнюдь не слыхать, что пьяныхъ турки не любять, а
сами вина не пьють. Каждый народ, с которым сталкивается на пути в
Иерусалим Иоанн Лукьянов, достоин уважения. У турок он учится эстетике быта,
отмечая, что они до цвЪтовь зЪло охочи, ходят в пышных и ярких одеждах,
в их домах всѣ окны - на море, а строенья узорично, улица улицы дивняя
(л. 22 об. - 23). В цикле египетских очерков паломник отдает дань уважения
трудолюбию земледельцев-арабов; рассказывая о морском плавании на
греческом корабле, вспоминает доброту и отвагу матросов, которые стали ему
как братья родные.
В этнографических и нравоописательных очерках доминирует
художественно-изобразительный принцип воспроизведения действительности, в них
развито авторское начало, наиболее ярко проявляющее себя в лирических
монологах. Прямое авторское слово о мире и человеке лишает текст
двойного толкования, в открытой форме донося до читателя
религиозно-философские, социально-политические, литературно-эстетические взгляды
писателя. Лукьянов не просто комментирует приводимые в "Хождении" факты,
но дает им эмоционально-нравственную оценку, стремясь превратить
читателя из "соучастника" путешествия в "сомышленника" и "сочувственника".
Развернутых лирических монологов автора в тексте произведения не так
много, чаще всего отношение паломника к увиденному передается в
предельно экономной, экспрессивно-эмоциональной словесной форме.
Пожалуй, никто из русских путешественников петровского времени столько не