XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
428
Л.Л. Ольшевская, С.Η. Травников
III. Военно-топографический очерк больше характерен для светских
путевых записок, чем для паломнических хождений. В произведении
Лукьянова он появляется в описании оборонительных сооружений Константинополя.
Писатель со знанием дела рассказывает о высоте крепостных стен и
количестве башен, об охране ворот и улиц города. Русский паломник отмечает, что
Царъградъ от моря некрЪпко дЪланъ, и стЪны невысоки, зато от Едрин-
ской степи его окружают три стЪны, стЪна стЪны выше; и ровъ кругъ
его копанъ да каменемъ стлань. От внимательного взгляда Лукьянова не
ускользнула и другая особенность: въ воротЪхъ у нихъ пушекъ нЪтъ; а
всякой снарядъ у нихъ на корабляхъ, а опаска всякая воинская вся на мори
(л. 22). Проезжая через владения Оттоманской Порты после удачного для
России второго Азовского похода 1696 г., Иоанн Лукьянов, надеясь на
продолжение победоносной политики русского правительства на Востоке и
освобождение византийских земель от владычества "варваров", принял
посильное участие в этом - подробно описал систему укреплений Стамбула,
состав и вооружение военно-морского флота Турции.
IV. Торгово-экономический очерк. Купеческое прошлое Иоанна
Лукьянова сказалось в том, что в паломническом "Хождении" этот мирской по
характеру тип очерка представлен довольно широко. В путевых записках
упоминается о возах с товарами, которые Лукьянов выгодно перепродал
греческому купцу, рассказывается о восточных рынках, гостиных дворах и
таможнях. В описание города обязательно входит информация о состоянии
торговли, денежном курсе, основных товарах и ценах на них. Тип очерка,
известный в русской литературе еще со времен "Хождения за три моря"
тверского купца Афанасия Никитина, получает дальнейшее развитие в
константинопольском цикле путевых записок Иоанна Лукьянова. Сообщив, что
в Цареграде дешевы рыба, раки, сыр и овощи, русский паломник обращает
внимание на то, что в городе разные денги ходят: левки, червонныя, аспры,
пары, и все въ весь продаютъ, не мЪрою, ни счетомъ. Продолжая сравнение
увиденного за границей с тем, что на родине, Лукьянов вынужден признать:
Въ Царѣградѣ рядовъ зѣло много, будетъ передъ московскимъ втроя, и
по улицамъ вездѣ ряды. А товаромъ Царьградъ гораздо товарнея
Москвы, всякихъ товаровъ впятеро передъ московским.
Чтобы убедить читателя в том, что Царьград - "златой город", писатель
готов преувеличить его богатства, на что указывают округленные до
десятков и сотен числа:
А гостиныхъ дворовъ въ Царѣградѣ седмъдесятъ... Въ Царѣградѣ
на всякъ день, кажется, сто кораблей приидетъ съ товаромъ на
Бѣлое море и на Черное (л. 23-24).
V. Этнографический очерк в путевой литературе петровского времени
находился в стадии формирования, однако в "Хождении" Лукьянова можно