XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Житие и хождение Иоанна Лукьянова
All
Руси, сменяется антропоцентрической. В связи с этим расширяется и
усложняется типология очерков, входящих в состав путевых записок. Исходя из
объекта изображения, в "Хождении" Иоанна Лукьянова можно выделить
следующие типы очерков:
I. Собственно путевой очерк, который предполагал постоянную
фиксацию движения героя в пространстве и времени. В нем отмечались место и
дата отправления, маршрут следования, расстояние между населенными
пунктами и время, проведенное в пути, места дневок и ночлегов. Следуя
средневековой традиции, Лукьянов обычно указывал не только число месяца, но и
соответствующий этому дню церковный праздник:
Генваря въ 5 день, въ нощи противу Богоявлениева дни, въ шестый часъ
нощи, поидохомъ изъ Волхова на Орелъ и нощъ всю ту идохомъ.
Нужда была великая: степь голая, а замять была большая, и мразъ былъ ве-
ликъ - больно перезябли. И генваря въ 6 день, на праздникъ
Богоявления Господня, приидохомъ во градъ Орелъ въ самой выходъ, какъ
вышли со кресты на воду, и стахомъ у боголюбца, у посадскова человѣка
Нила Басова. И той боголюбецъ былъ въ тѣ поры на водѣ, а когда при-
шолъ съ воды, и зѣло намъ обрадовалъся и учредилъ намъ трапезу
добрую, а конемъ овса и сѣна довольна... И пребыхомъ на Орлѣ пять дней;
не было намъ товарищей, затѣмъ много прожили. От Волхова до Орла
пятьдесятъ верстъ (л. 4 об.).
П. Пространственно-топографический очерк. В рассказах о городах и
мелких населенных пунктах Иоанн Лукьянов обязательно приводит
топографическую характеристику местности и перечисляет основные
достопримечательности, например:
Градъ Орелъ стоитъ на Окѣ-рѣкѣ въ степи на нискомъ мѣстѣ на лѣвой
странѣ. Градъ древянной, вѣтхъ уже, жильемъ немноголюденъ;
пристань соленая и хлѣбная зѣло велика /- матица хлѣбна! Орелъ-рѣка
сквозь градское жилье течетъ и пала во Оку съ лѣвой страны. Лѣсомъ и
дровами зѣло нужно. Церквей каменных много; монастырь мужеской
зѣло хорошъ, ограда каменная (л. 4 об.).
В чистом виде этот тип очерка встречается лишь в описании
Иерусалима и церкви Воскресения Христова, где автор точно указывает на место
нахождения святыни, подробно описывает окружающие ее
достопримечательности, приводит библейские и апокрифические легенды, связанные с ними.
Естественно, что при описании культовых зданий преобладают сведения из
области архитектуры, живописи и прикладного искусства55.
См.: Прокофьев Н.И. Русские хождения ХІІ-ХѴ веков // Литература Древней Руси и XVIII
века.М, 1970. С. 51-52.