XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
426
Л.А. Ольшевская, С.Η. Травников
В путевой литературе петровского времени, и прежде всего в светской их
разновидности, отразился процесс сближения литературных и внелитератур-
ных жанровых систем. Художественно-документальный жанр путешествия
до предела насыщается научно-популярными описаниями из области
физики, химии, медицины, астрономии, механики, технологии производства.
Эта тенденция отвечала не только духу времени с его культом научного
знания о мире и человеке, но и поэтике барокко с его пристрастием к экзотике,
полигисторству, собиранию литературных и бытовых курьезов. В
"Хождении" Иоанна Лукьянова логизация литературы, документализация
повествования об увиденном и услышанном не столь явны, как, например, в светских
путевых записках П.А. Толстого, но все же присутствуют как приметы
художественных исканий эпохи, направленных на обновление традиционных
жанровых образований. Лукьянов вводит в рассказ о паломничестве
сравнение уставов русской и греческой церкви, изложение хода и сути прений с
греками о политике Петра I на Востоке, описание водоснабжения
Константинополя, рассуждения о смене дня и ночи, лета и зимы в Московском
государстве и Османской империи, пространные выкладки торгово-экономического
характера: где какие продукты сколько стоят; каково состояние дорог,
торговых рядов и гостиных дворов; сколько путешественники заплатили за
переправу, дали денег капитану корабля, арабу-проводнику и т.п.
Энциклопедизм содержания усиливал познавательную функцию путевых записок,
которые для русского читателя служили "окнами" в неизвестный ему мир.
Композиция "Хождения" Иоанна Лукьянова - явление сложное,
многоярусное. В произведении можно выделить три взаимосвязанных
структурных уровня. Первый уровень - макроструктура - состоит из пяти больших
частей: проезжая грамота, авторское вступление, рассказ о пути в
Иерусалим, описание святынь христианского мира и дороги домой (в самой
пространной третьей редакции памятника, изданной по списку С.А.
Соболевского). Второй уровень - структура отдельных частей - представляет собой
цикл очерков, объединенных личностью автора-героя, единым путевым
сюжетом и идеей сохранения истинности и чистоты православия в России в
условиях утраты благочестия в других христианских землях. Третий
композиционный уровень "Хождения" - это внутренняя структура очерков,
строящихся по определенным жанровым канонам54.
Трансформация жанра хождения в жанр путешествия сопровождалась
расширением круга светских объектов описания. Паломника начинают
интересовать не столько святыни христианского мира, сколько явления
окружающей жизни, быт, нравы и обычаи народов других стран. Теоцентриче-
ская система взглядов на мир, характерная для путевой литературы Древней
См. подробнее: Травников СМ. Композиция "Хождения" Иоанна Лукьянова // Литература
Древней Руси. М., 1983. Вып. 4. С. 107-118.