XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Житие и хождение Иоанна Лукьянова
425
"Хождение" Иоанна Лукьянова, которое было создано талантливым, но
непрофессиональным писателем.
"Хождение в Святую землю" - документ, связанный с внутрицерковной
борьбой начала XVIII в., однако с течением времени оно расширило сферу
распространения и свои функции, стало восприниматься как произведение
художественно-документальной прозы. Изменился и^сруг читателей
памятника, он значительно увеличился, выйдя за пределы почитателей из среды
старообрядцев-поповцев и сочувствующих им людей. Из произведения
потаенной литературы, запрещенной и гонимой, "Хождение" Лукьянова стало
книгой, без изучения которой нельзя представить размах исторических
преобразований, основные тенденции в развитии русской литературы и языка
петровской эпохи. Знакомство с путевыми записками московского
священника начала ХѴІІГв. много дает для образования ума и воспитания сердца
современного читателя, стремящегося не потерять свое "национальное
лицо" в быстро изменяющемся мире, где границы между государствами и
народами, религиозными и политическими системами становятся столь
подвижными и проницаемыми.
* * *
Литература русского барокко имела свою, непривычную для
средневековья жанровую систему. Первоначально барокко культивировало поэзию и
драму, позднее реорганизации подверглась проза, в том числе и жанр
путешествия, где ведущей стала светская разновидность путевых записок. Иоанн
Лукьянов создал произведение в традиционном жанре паломнического
хождения, история которого уходит в глубь веков. Однако типично
средневековая форма литературы у писателя-старообрядца обрела новые качества.
"Хождению в Святую землю" присущи черты религиозно-политического
памфлета и трактата по вопросам веры. Кроме того, книгу Лукьянова
можно рассматривать как своеобразное житие со всеми атрибутами
агиографического сочинения: назидательностью, стремлением освятить жизненный
путь героя, вниманием к его духовному миру и т.п. Исповедальная манера
письма, предельная искренность в рассказе о делах и помышлениях
главного героя сближают "Хождение" Лукьянова с автобиографической прозой
второй половины XVII в., особенно с "Житием" протопопа Аввакума. Оба
автора выступают как новаторы в области жанра, создавая произведения на
стыке традиций литературы хождений и житий. Если в центре
жизнеописания Аввакума Петрова - "хождение по мукам" поборника старой веры и
страстного правдоискателя, то путевые записки Иоанна Лукьянова
интересны прежде всего своим "житийным" началом, тем, что связано с личностью
и судьбой их создателя, старообрядческого миссионера, готового пополнить
ряды "новых мучеников".