XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
422
Л Л. Ольшевская, С.Η. Травников
ряды и торги хороши. Люди въ нем живутъ все служивыя, мало посад-
скихъ, и московские есть стрѣльцы... Тутъ и денги всякия мѣняютъ:
чехи и талеры на московские (л. 5-5 об.).
Общая динамика сюжета "Хождения" такова, что в начале произведения
действие разворачивается медленно, но потом начинает убыстряться. Автор,
сначала пунктуально отмечавший пройденные версты, описывавший не
только города, но и селения, встречи и беседы с людьми, далекими от
политики и дел государственного масштаба, в конце книги от этого принципа
отказывается и возникает эффект более быстрого перемещения героя в
пространстве, стремительности развития действия.
Динамизм повествования усиливается за счет быстрого чередования
сцен, смены событий, акцентирования внимания читателя на поступках
героев. В Валахии турки пытались ограбить паломников, отобрать у них
лошадей. Драматическую напряженность ситуации подчеркивает то, что "нощь
была зѣло темна". Сцена лишена диалога между путешественниками и
грабителями, автор лишь упоминает о нем: турок ключа у мене просит, а я не
даю, - но не приводит подробностей словесных прений, так как они
замедлили бы развитие действия. Лукьянов добивается впечатления
стремительности происходящих событий указанием на мгновенную смену ситуаций,
рассказ о которых строится по принципу "действие - противодействие": турок
сталъ нашихъ лошадей брать подъ себя - мы же не довахомъ ему; турчинъ
выневши ножъ да замахнулся на Луку - онъ, миленкой, и побЪжалъ.
Опуская маловажные детали, автор сосредоточил внимание на основном - на
поведении главного героя и результате его действий. Когда турки, взявши
коней да и погнали скованыхъ до тово мЪста, гдъ стоять, он за ними один
пришел, плакал, молил - и отдали, а то бъда бола немалая: мгьсто пустое,
нанять не добудешь (л. 14).
Для творческой манеры писателя характерны пристальный интерес к
изменениям в жизни России и на христианском Востоке, к "текущей"
действительности, к динамичным характерам и драматическим сценам, стремление
к выявлению противоречий, порожденных эпохой. Внимание к жизни
"внутреннего человека" - одна из главных черт литературного новаторства
Лукьянова: жанр "хождения" предполагал тип движущегося героя, но
главным объектом изображения в путевых записках был не человек, а событие,
которое не только констатировалось, но и оценивалось, эмоционально
переживалось. До Лукьянова в путевой литературе, как правило, не
устанавливалась связь между "деянием" и "помыслом" героя, не выявлялась динамика
внутренней жизни паломника, а лишь регистрировалась смена чувств героя
без их мотивации. Автор "Хождения в Святую землю" был одним из первых
прозаиков петровского времени, кто попытался объяснить психологическое
состояние человека влиянием жизненных обстоятельств, показать движение