XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Житие и хождение Иоанна Лукьянова
421
* * *
Динамизм - одна из ярких примет барочной прозы52. Герой путевых
записок начала XVIII в. - человек, остро реагирующий на все изменения
внешнего мира, находящийся в постоянном движении, поиске истины. Он
обладает редкой физической силой и выносливостью, острым умом и деловой
хваткой, его действия стремительны и целенаправлены. Динамизм присущ
прежде всего описаниям столкновений русских путешественников с иноверцами:
турками, евреями, арабами, например, рассказу о нападении кочевников на
караван паломников недалеко от монастыря Саввы Освященного. Ритм
прозы становится напряженным и порывистым, повествование насыщается
глаголами интенсивного действия. Используя барочный прием "сгущения
мира", Лукьянов разворачивает событийный ряд, охватывая единым взором
происходящее в разное время в разных местах:
... арапы стали насъ бить, грабить. Асыплютъ, что пчелы, рвутъ за
ризы, трясутъ далой, съ лошади волокутъ: "Дай пара!" Абушкамъ межи
крылъ, дубиною иной въ груди суетъ: "Дай пара!" ... Посмотришъ: вездѣ
стоитъ крикъ да стонъ, бъютъ, грабятъ; иной плачетъ - убитъ, иной
плачетъ - ограбленъ. Вездѣ гоняются за однимъ человѣкомъ араповъ
по десяти, по дватцати. Многия коней и рухлядь покидали да такъ от
нихъ, сабакъ, бѣгаютъ (л. 42 об.).
Другим приемом сюжетного динамизма, который активно использует
Лукьянов, является избирательность объектов описания и тем
повествования. Умалчивая о мелких и случайных деталях путешествия, писатель
концентрирует внимание читателя на главном, сжимает повествование до
предела, чем достигается динамичность сюжета, большая выразительность
диалогов, точность речевых и образных характеристик. Описания русских и
украинских городов, по которым пролегал маршрут паломника и которые были
известны читателю лучше, чем зарубежные города и страны, порой похожи
на статистические отчеты:
Градъ Болховъ стоитъ на Нугрѣ на лѣвой сторонѣ на горахъ красовито.
Градъ деревянный, вѣтхъ уже; церквей каменныхъ есть от малой части;
монастырь хорошъ, от града якобы поприще; редовъ много, площадь
торговая хороша; хлѣба бываетъ много (л. 4);
Градъ Сѣевскъ стоитъ на рѣкѣ на Сѣвѣ. Градъ деревянной, другой
острогъ дубовой, третий земляной. Градъ хороший Сѣевскъ вельми,
52 См.: Демин А.С. Русская литература второй половины ХѴІІ-начала XVIII века. М., 1977;
Травников С.Н. Динамика повествования и активность героев в русских барочных
"хождениях" начала XVIII века (на материале произведения Иоанна Лукьянова) // Проблемы
изучения русской литературы XVIII века: Метод и жанр. Л., 1985. С. 11-20.