XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Житие и хождение Иоанна Лукьянова
419
от физиологических подробностей. Ими насыщен рассказ о морской
болезни, которой страдал русский паломник:
И егда выплыхомъ изъ усть Дунай въ море,
тогда морский воздухъ зѣло мнѣ тяжекъ сталъ,
и въ томъ часѣ занемощевалъ,
и сталъ кормъ изъ себя вонъ кидать,
сирѣчь блевать.
Велия нужда, кто на мори не бывалъ,
полътара дни да ночь все блевалъ... (л. 15 об.).
Изображение низкого - слюны зеленой, которая тянется, не даетъ
ничего ни ЪстЪу ни испить - все назадъ кидаешь, сопровождающееся
ритмизацией прозы, служило высокой цели - поэтизации жизненного подвига героя,
освящению результатов его паломнической и литературной деятельности.
Гуманистические идеи времени отразились в новой трактовке образа
человека в произведениях путевой литературы. Если у писателей придворного
барокко героем был человек, который выступал как некий
образ-иллюстрация одной из вечных, общечеловеческих и вневременных добродетелей или
пороков, то в старообрядческой литературе барокко это человек, живущий
и действующий в определенной среде, социально, национально и
исторически обусловленной. Писатели-старообрядцы развивают
автобиографическое начало в литературе, в их произведениях автор и герой предельно
сближены, могут являться одним реальным лицом. Путешественник Лукьянова
предстает перед читателем как живой человек, со своим неповторимым
характером и судьбой, со сложной гаммой чувств и переживаний: он любит и
негодует, смеется и печалится, иронизирует и восторгается... Это реальный
человек в его реальных проявлениях, знакомый до мелочей быта, близкий,
хотя и не тождественный, автору.
Герой "Хождения" имеет двойственную природу. С одной стороны, это
рыцарь православия, никогда ни делом, ни словом, ни помышлением не
отступивший от веры отцов и дедов, преодолевший ради доказательства
истинности старообрядческого учения трудности долгого и опасного пути к
святому граду Иерусалиму. С другой стороны, это мелкий плут, с гордостью
выставляющий напоказ свои проделки. Иоанн Лукьянов не скрывает, что
его герой бывает хвастливым в споре, может дать взятку таможенникам и
спекулировать беспошлинно провезенным товаром. Изображая теневые
стороны в поведении героя, писатель не опасается ни толков, ни осуждения.
Путешествие, сопряженное с таким риском для жизни человека, - подвиг в
глазах единоверцев, соотечественников. Отсюда, как у протопопа Аввакума,
высокая самооценка, вера в особое предназначение собственной жизни и
собственного слова, в святость и непогрешимость действий.
Двойственный характер героя "Хождения" во многом объясняется
тенденцией к соединению некогда полярных традиций изображения человека
14*