XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
414
Л.А. Ольшевская, С.Η. Травников
демократическое, культивировавшее прозу, причем граница между этими
типами барокко была довольно подвижной, не мешала творческому
взаимодействию43.
Вождем официальной школы русского барокко, имеющей прозападную
ориентацию, был известный просветитель, ученый монах и поэт Симеон
Полоцкий. Его ученики и сподвижники в литературном деле - Карион
Истомин, Сильвестр Медведев, Андрей Белобоцкий, Стефан Яворский,
Димитрий Ростовский - были людьми различных философских взглядов и
политических убеждений, но близких эстетических позиций и этических принципов,
воззрений на роль литературы и место писателя в обществе44.
Русское демократическое барокко представлено произведениями
анонимных авторов или непрофессиональных писателей, работавших, как
правило, в прозаических жанрах ("повесть", "гистория", "путешествие" и др.).
Эта литература не отличалась однородностью: в ее недрах существовало
старообрядческое барокко (в трансформированных формах "жития",
"хождения", "послания", "слова"); имел специфические черты художественный
метод произведений демократической сатиры, бытовой и авантюрной
повести, светских путевых записок петровского времени.
Низовое барокко сложилось на русской литературной почве к середине
XVIII столетия, когда ведущим художественным методом в искусстве стал
классицизм, а барочная литература, опростившись, начала бытовать в
посадской и крестьянской среде. Массовому читателю из "низов" общества был
адресован лубок и один из его популярных жанров - барочная лубочная
повесть, которая опиралась, с одной стороны, на традиции фольклора и
древнерусской литературы, с другой - на оригинальную и переводную повесть
петровского времени.
Как писатель и религиозно-политический деятель своей эпохи, Иоанн
Лукьянов был связан с культурой демократического старообрядческого
барокко, основы которой были заложены благодаря творчеству Аввакума и
Епифания, инока Авраамия и дьякона Федора, Ивана Неронова и Никиты
Пустосвята, инока Ефросина и других истинных "ревнителей древлего
благочестия"45.
43 См.: Морозов А. А. Проблема барокко в русской литературе ХѴІІ-начала XVIII века //
Русская литература. Л., 1962. № 3. С. 3-38; Он же. Основные задачи изучения славянского
барокко // Славянское славяноведение. М., 1971. № 4. С. 59.
44 См. подробнее: Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х-ХѴІІ веков. Л., 1973. Гл. 5;
Панченко AM. Русская стихотворная культура XVII века. Л., 1973; Робинсон А.Н. Борьба
идей в русской литературе XVII века. М., 1974; Панегирическая литература петровского
времени. М., 1979; Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. М., 1982.
45 См.: Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. М., 1963; Елеонская А.С.
Русская публицистика второй половины XVII века. М., 1978. С. 186-231; Понырко Н.В.
Сочинение старца Леонтия и школа протопопа Аввакума... С. 156-163.