XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Первая редакция
43
В Цареграде строение все каменное, а крыто черепицою.
А улицы и дворы все каменемъ3 мощены; такъ у них и4 грясь5, и
л. 52. сор отнюдъ не бываеть: вода в море сносит, потому // что у нихъ
улицы скатистыя; хошь малой1 дождъ прыснул, то все и снесет.
А строение у нихъ пошло2 от моря на гору, полата полаты выше.
А все окны - на море, а чюжихъ оконъ не загоражевают3: у нихъ
чести4 на море глядение. В Цареграде зело строение узорочно,
улица улицы дивнѣе. А по улицым5, по дворам везде растут 6древа
плодовитыя7 и виноград. Посмотришъ - райское селение! 8По
улицам везде по всему граду и у мечетовъ колодези приведены
шурупами, и ковши медныя повешѣны, и корыты9 каменныя коней
поить. А инде турки сидят в полатках да в кувшинцах воду наливают,
а турки, лришед, пьють - они во10 спасение себѣ вменяют. Везде у
нихъ отходы по улицам и у мечетовъ: испразднивши11, да умывъ
л. 52 об. руки, да и пошол12. // Зело у нихъ етим хорошо! У нихъ нет
такова обычая, чтоб просто заворотяся к стенѣ да мочится. Зело у
нихъ зазорно! У нихъ ета1 нужа не изоймѣт: где не2 поворотился3 -
везде отходы. А у нас на Москве, скаредное дело, наищешся, где
испразнитца4. Да не осуди, пожалуй, и баба при мужиках такъ и
прудит. Да где денишся5?
В Цареграде турецких мечетов, сказывають, 8000. А таковы
мечеты, что ихъ неможно описать, зело предивны, что нигде6 во
все7 земли не сыщешъ! У нас на Москве неможно такова единаго
мечѣта здѣлать, для тово8 что таких каменей хороших не
сыщешъ. А церквей християнскихъ9 в Цареграде немного, сказыва-
л. 53. ют, 30 добро бы было. В Цареграде // воровства и мошеньчества1
отнюдъ не слышать: там за малое воровство повесят. Да и пья-
ныхъ турки не любят, а сами вина не пьют2*, толко воду пьют, да
кагве3 - черною4 воду гретою5, да солодкой6 щербетъ, и изюм
мочат да пьют. В Цареграде рядов много, будет перед7 московским
втрое, и по улицам везде ряды. А товаром Царьград гараздо то-
варнѣе московского8, всякихъ товаровъ впятеро пѣреть9
московским10. А гостиныхъ11 дворовъ в Цареграде 70. И в мечетах
турецких все столпы аспитныя12* да мраморныя, воды приведены со
многими щурупами хитро очинъ13. А когда турки идут в мечетъ
14молится, тогда пришед всякой к щурупу, да умывает руки и ноги,
л. 53 об. да и пойдет в мечет15. 5-ю16 турки в сутки молятся, // а колоколов1
у них нет, но взлѣзши на столпъ высоко да кричит, бутто2 бѣше-
ной, созывает на моление бѣсовское. А в мечетах турецкихъ нет
ничего, толко кандилы с маслом горят.
Станбул, мощно3 ево назвать, - златый градъ! Строение там
зело дорого, каменное и древяное4. Дрова в Цареграде не болшим