XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Житие и хождение Иоанна Лукьянова
413
В "Хождении" приводятся рассказы об исторических событиях, ставших
известными автору из уст очевидцев. Ссылаясь на "самовидца", Лукьянов
повествует о боях повстанческих украинских отрядов против польской армии.
В начале 80-х годов XVII в. фастовский полковник С.Ф. Палий (Гурко),
руководитель освободительного движения на Правобережной Украине, во
главе нескольких сотен запорожцев перешел в южную Киевщину и начал
борьбу с турками, крымскими татарами и поляками. Боевые действия стали
интенсивными после 1699 г., когда польский сейм принял решение о
ликвидации казачества на Правобережной Украине. Полковники С. Палий, С. Са-
мусь, 3. Искра, опираясь на представителей православной шляхты,
городской посад, крестьянство, казачество и мелкое духовенство, подняли
восстание. После ожесточенных боев с польскими войсками им удалось 7 августа
1702 г. взять штурмом город Немиров, а затем Бердичев, Белую Церковь,
Бар. Лукьянов, побывавший в этих местах год спустя, отметил, что
Немгьровъ весь разоренъ от Палгья съ казоками (л. 74 об.). Повстанческое
движение в 1704 г. было разгромлено польской армией и отрядами гетмана
Мазепы, который опасался усиления влияния Палия и появления
неконтролируемых вооруженных формирований на территории Правобережной
Украины42.
* * *
"Хождение" Иоанна Лукьянова - замечательный образец русского
демократического барокко. Вопрос о барокко в русской литературе, своеобразии
этого художественного метода, его хронологических рамках и писательском
составе, генезисе и эволюции относится к актуальным проблемам
современной науки. Решение вопроса затрудняют неизученность литературного
материала петровской эпохи и отсутствие методологически четкого определения
барокко вообще и его русской разновидности в частности. Русская проза
рубежа ХѴІІ-ХѴШ вв. долгое время оставалась за гранью интереса
исследователей, основное внимание которых было сосредоточено на изучении
барочной поэзии и драматургии. С точки зрения художественного метода
анализировались лишь произведения ораторской прозы, тогда как повести и
путевые записки в этом аспекте обычно не рассматривались.
Решение проблемы русского барокко связано с установлением
национального своеобразия этого историко-литературного явления. Если в
западноевропейской литературе одновременно существовало барокко высокое,
среднее и низкое, то в русской литературе типология барокко носила другой
характер: ученые выделяют барокко аристократическое, представленное
творчеством поэтов и драматургов придворного круга, и барокко среднее,
См.: Дядиченко В. Семен Палий. Саратов, 1942.