XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
412
Л.А. Ольшевская, С.Η. Травников
Янычарские восстания начинают выходить за рамки чисто воинских
мятежей и приобретают определенную социальную окраску39.
В "Хождении" Лукьянова исторически достоверна и художественно
выразительна картина паники, охватившей турок, и, как следствие этого,
пронесшийся по городу слух о появлении на стамбульском рейде русской эскадры:
А мятежъ по всему Царюграду до ночи не утишился. И вездѣ въ домахъ
по всему же Царюграду ужасъ великой: крикъ, пискъ бабей, ребячей.
А то и кричатъ: "Москва пришла, московския корабли! Увы, погибель
пришла Царюграду!" А дворы заперши, да ямы капали, да добро
прятали. И турки ходячи по Царюграду съ дубъемъ да бъютъ въ ворота,
чтобъ не мятежились, а сами говорятъ: "Нѣтъ Москвы, нѣтъ, то-де яны-
черы взбунтовали!" И къ ночи едва унялся мятежъ. Мы же зѣло
подивились: "Куда, молъ, на турки-та ужасъ напалъ от московскаго государя?"
(л. 71 об.-72).
Причина бунта объяснялась отсутствием постоянного жалования
войску и приказом "итить на катаргахъ на Черное море подъ Керчи и на Ку-
банъ-реку, въ мори устья заваливать каменемъ, чтоб московския корабли
съ войскомъ не прошли" (л. 71 об.). На эту же причину указывал
московский резидент в Стамбуле П.А. Толстой, писавший Петру I, что турки "от
царского величества российского по земле не боятся, имея надежду, что
страна та удалена", но "большой страх имеют от новопостроенного царского
флота"40.
Чрезвычайно любопытна история возвращения Иоанна Лукьянова из
Константинополя на родину. Писатель-паломник не объясняет, почему
купеческий караван, направлявшийся в Россию, сопровождал большой отряд
янычар. Между тем документы свидетельствуют, что Лукьянов оказался в
центре крупного международного скандала. В 1702 г. запорожские казаки
ограбили греческих купцов. Русский посол в Стамбуле П.А. Толстой был
вынужден выплатить потерпевшим восемнадцать с половиной тысяч левков,
полученных от продажи соболиной казны, которую послу доставили русские
купцы, прибывшие из Азова в Константинополь осенью 1702 г. Турецкое
правительство отказало им в разрешении вернуться в Россию морским
путем, поэтому купцы задержались в Константинополе до лета 1703 г. Они
возвращались на родину по суше, через Молдавию и Валахию, а товары были
отправлены морем до Галаца41. Именно с этим купеческим караваном
отправился на Русь Иоанн Лукьянов.
39 Орешкова С.Ф. Русско-турецкие отношения... С. 45.
40 Там же. С. 51.
41 См.: Крылова Т.К. Русская дипломатия на Босфоре в 1700-1709 годах // Исторические
записки. М., 1959. Т. 65. С. 254.