XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Житие и хождение Иоанна Лукьянова
411
Автора "Хождения" особо занимают вопросы религиозно-этического
порядка, связанные с доказательством превосходства русской
старообрядческой церкви над греческой. Этим обстоятельством отчасти объясняется
негативная трактовка образа константинопольского патриарха Каллиника П.
Писатель наделяет героя целым рядом черт, расходящихся с реальными
сведениями о личности исторического деятеля. В изображении Лукьянова
"вселенский владыка" - человек необразованный, хотя хорошо известно,
что патриарх был автором богословских, литературных и исторических
сочинений36. Рассказ паломника о высокомерии и грубости, мелочности и
злопамятности иерарха восточной церкви явно носит тенденциозный характер,
но антирусская направленность политики Каллиника II, отмеченная
Иоанном Лукьяновым, в целом не расходится с оценкой деятельности патриарха
дипломатами петровской эпохи. Посол Емельян Украинцев в письме к
Петру I сообщал о двуличности главы константинопольской церкви: он
отказался помочь русской делегации в трудных переговорах с турецким
правительством, но после их удачного завершения явился с поздравлениями и
уверениями в дружбе. Украинцев не без сарказма заметил, что "ныне и вселенский
святейший патриарх кир Каллиник будет являться другом и приятелем...
зане в благополучное время многие являются друзьями"37.
Неприязненное отношение патриарха к русскому паломнику могло
объясняться излишней осторожностью Каллиника П. Из Москвы в
Константинополь часто приходили грамоты с просьбой следить за старообрядцами,
подвергать их "испытанию в вере", сообщать об их передвижениях и
деятельности за границей русскому правительству. Каллиник II был хорошо
осведомлен о церковном расколе на Руси. В 1700 г. при встрече с послами
Емельяном Украинцевым и Иваном Чемодановым он интересовался
положением старообрядческой церкви и в осторожной форме выразил
осуждение правительству Петра I в связи с казнями раскольников38. Избегая прямой
конфронтации по этому вопросу, Каллиник II настороженно относился к
появлению русских паломников-старообрядцев в Константинополе.
Иоанн Лукьянов, путешествуя по христианскому Востоку, оказался
свидетелем целого ряда известных исторических событий. Наиболее
значительное из них - бунты янычар в Константинополе в 1703 г., которые привели
к падению правительства султана Мустафы II. По свидетельству историка,
в XVIII в. "янычарские мятежи стали постоянным явлением в Османской
империи": Жалование янычар было незначительным, и подавляющая их
часть занималась в мирное время ремесленной деятельностью и торговлей...
36 См.: Соколов И.И. Каллиник II... Стб. 30-45.
37 Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII
столетиях. Сергиев Посад, 1914. С. 293.
38 См.: Каптерев Н.Ф. Характер отношений... С. 450-451.