XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
410
Л.А. Ольшевская, С.Η. Травников
ки встречают бывшего посла России в Турции Д.М. Голицына,
возвращавшегося на родину34. В Константинополе Лукьянов беседует с вселенским
патриархом Каллиником II, который скончался 8 августа 1702 г.35
Так как автограф "Хождения в Святую землю" не обнаружен, то только
анализ исторических реалий может помочь в решении вопроса о времени
создания путевых записок Иоанна Лукьянова. Естественно, что сочинение не
могло быть создано раньше лета 1703 г., когда писатель вернулся на родину.
Предположение, что работа над рукописью шла параллельно с
путешествием, не выдерживает критики. В основе "Хождения" лежат дневниковые
заметки, но их литературная обработка состоялась после завершения
паломничества, ибо в начале и середине произведения неоднократно упоминается
о том, что было позднее. Путевые записки Иоанна Лукьянова не могли быть
созданы после 1705 г., потому что в тексте ничего не сказано о судьбе
полковника С.Ф. Палия, сосланного в этом году в Сибирь. Следовательно,
"Хождение в Святую землю" было написано между 1703 и 1705 г.
* * *
Произведение Иоанна Лукьянова - ценный исторический источник,
которому нет равных в современной автору паломнической литературе по
широте охвата реальных лиц и событий, глубине проникновения в суть
происходящего в России, на Украине и в странах христианского Востока.
Колоритны заметки Лукьянова о жизни русских старообрядцев и студентов Киево-
Могилянской академии, калужских купцов и путивльских стрельцов,
турецких янычар и мальтийских пиратов. "Хождение" содержит портреты
известных исторических деятелей эпохи: русских дипломатов Д.М. Голицына и
П.А. Толстого, фастовского полковника С.Ф. Палия, киевского
митрополита Варлаама Ясинского, константинопольского патриарха Каллиника II.
Наблюдательный и хорошо разбирающийся в вопросах политики
человек, Иоанн Лукьянов за много лет до предательства Мазепы уловил
негативное отношение к гетману простых украинцев, недовольных сепаратистскими
тенденциями его политики. С иронией писатель-путешественник писал о
том, что гетмана Украины от собственного народа охраняют:
стрѣлцы московские, на караулѣ все они стоятъ. Тутъ целой полкъ
стрѣлцовъ живутъ, Анненковъ полкъ съ Арбату. И гетманъ, онъ есть
стрѣлцами-та и крѣпокъ, а то бы ево хохлы давно уходили, да
стрѣлцовъ боятся; да онъ ихъ и жалуетъ, безъпрестани имъ кормъ, а
безъ нихъ не ступитъ (л. 6 об.).
34 Орешкова С.Ф. Русско-турецкие отношения в начале XVIII века. М., 1971. С. 26-56.
35 См.: Соколов И.И. Каллиник II // Православная богословская энциклопедия. СПб., 1907.
Т. 8. Стб. 30.