XXI век

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. -М.:Наука, 2008

Описание путешествия в Константинополь, Египет и Иерусалим, совершенного в 1701–1703 гг. московским священником, который после возвращения на родину стал одним из руководителей старообрядчества – ценный исторический источник петровского времени и оригинальный литературный памятник, развивающий традиции школы протопопа Аввакума. Дан текст трех редакций «Хождения», статьи об историко-литературном процессе конца XVI–XVIII вв.

Содержание

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701–1703 - 2008

ТЕКСТЫ

ДОПОЛНЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Обложка

Суперобложка

OCR
Житие и хождение Иоанна Лукьянова
409
в Палестину отправился бывший вязниковский подьячий, а затем выговский
старообрядец Михаил Иванович Вышатин. Свое хождение он совершил по
благословению знаменитого расколоучителя Андрея Денисова, который
писал одобряющие послания "путешествующему брату Вышатину". Известно,
что М.И. Вышатин побывал в Польше (на Ветке?) и в "земле Волоцкой",
однако так и не сумел найти истинное "православное священство" и умер на
чужбине29. В 1731 г. ветковские старообрядцы подали
константинопольскому патриарху Паисию II прошение о назначении им епископа. Среди
подписавших документ был старый знакомый Иоанна Лукьянова - "обители
Введения Пресвятыя Богородицы строитель Лаврентий с братиею"30. В 70-80-х
годах XVIII в. из старообрядческого климовского Покровского монастыря в
Грецию был отправлен инок Иоасаф, который из путешествия возвратился
архимандритом31.
* * *
П.И. Бартенев, публикуя текст "Хождения в Святую землю" Иоанна
Лукьянова, утверждал, что описанные в книге события относятся к
1710-1711 гг. Данная датировка является ошибочной. Лукьянов
путешествовал в 1701-1703 гг., о чем свидетельствуют и сохранившаяся проезжая
грамота паломника, и исторические реалии произведения. В проезжей грамоте
указано, что московский священник отпущен... для моления... в
государство великого государя Мустафы-салтана. Известно, что султан Мустафа II
правил Турцией с 1695 по 1703 г.32 В тексте "Хождения" есть ссылки на
статьи перемирного договора между Россией и Турцией от 3 июля 1700 г.,
согласно которому русские люди могли беспрепятственно совершать
паломничество к христианским центрам Востока33. Путешествие Иоанна Лукьянова
совпало с назначением послом в Константинополь П.А. Толстого (ноябрь
1701 г.). На обратном пути именно П.А. Толстой вручает Лукьянову
отпускную грамоту на Русь, в то время как по дороге в Константинополь паломни-
29 См.: Плотников К. История русского раскола. СПб., 1892. Вып. 3. С. 14; Смирнов П.С. Из
истории раскола... С. 13-14.
30 См.: Субботин Н. Прошение ветковских старообрядцев о епископе, поданное патриарху
константинопольскому в 1731 году // Душеполезное чтение. 1870. № 1. Отд. 2. С. 36.
31 См.: Журавлев А.И. Полное историческое известие... Ч. 4. С. 81.
32 См.: Данциг БМ. Из истории изучения Ближнего Востока в России в первой четверти
XVIII в. // Очерки по истории русского востоковедения. М., 1956. Сб. 2. С. 398.
33 См.: Юзефович Т. Договоры России с Востоком, политические и торговые. СПб., 1869.
С. 1-11. В двенадцатой статье мирного договора сказано: "Московского народа мирянам и
инокам иметь вольное употребление ходить во святой град Иерусалим и посещать места,
достойные посещения, а от таких посещений ради приходящих ни во Иерусалиме, и нигде
дань, или гарач, или пескеш, да не испросится, ни за надобную проезжую грамоту деньги
да не вымогаются" (с. 9-10).